Диагноз по коробке: Yamatai — Убийца Five Tribes?

pic3348271_mdYamataï

Сыграно: 3 партии вдвоём

В начале этого года я писала о том, что готовят для нас локализаторы, и каких игр лично я жду. Yamatai была в том списке бонусом (ибо не локализация), как игра, в которую я и не надеялась сыграть, хотя она привлекла моё внимание сразу засчёт показавшегося очень интересным процесса.

Потом, когда появилась возможность её купить, я долго сомневалась. И цена немаленькая, и обзоры были острожными, и то, что Five Tribes у меня уже есть, а зачем мне второй похожий абстракт от Каталы, — всё это меня останавливало, но в итоге я решила, что раз игра попала в виш-лист, стоит всё-таки взять её.

Впечатления

Оформление и издание — это первое, о чём говорят многие. Days of Wonder прилагают большие усилия к тому, чтобы их игры выглядели очень ярко, заметно, красиво. Здесь всё это есть и даже чуть больше, чем обычно.

Однако должна сказать, что я в целом не фанат такого мультяшного оформления, и для меня он в Yamatai на грани фола. А вот что-то похожее, но чуть более мультяшное в Quadropolis меня вообще отвратило от покупки.

Но ярко, сочно, на фотографиях и вживую выглядит оочень красочно и привлекательно и цепляет взгляд. К слову, органайзер тоже вполне ничего.

IMG_5233.JPG

• Сравнение с Five Tribes — второе, о чём говорят все. Игры просто невозможно не сравнить, ведь это Бруно и это снова Days of Wonder. Та же абстрактность, головоломность, склонность к параличу анализа и тому подобное.

Но вот в самих механиках, в процессе нет ничего, что навевало или напоминало бы мне Five Tribes. Вот есть игры, которые объясняешь через аналогию с другими играми, или которые в процессе своими частями напоминают другие. С Yamatai и Five Tribes у меня никаких таких ощущений не было. Если так можно выразиться, они вообще противоположны по своей главной механике.

И тут нет любимого Каталой сбора коллекций, нет фирменного аукциона, наоборот, выбор очерёдности хода сделан очень хитро.

 Выбор очерёдности хода и возможных ресурсов и бонусов в Yamatai проходит очень интересно и котролируемо: каждый ход игроки берут по лодке (в дуэлях по две), которая и определит их ресурсы и возможности на этот ход и одновременно порядок хода в следующем раунде. Причём лодки, что дают меньше ресурсов и хуже бонусы, позволяют потом ходить раньше. И наоборот.

Этот момент мне весьма понравился. А в дуэлях это ещё важнее, потому что иногда позволяет подгадать так, чтобы получить не просто 2, а даже 3–4 хода подряд! Но тут и минус кроется: сопернику в эти 4 хода будет совсем скучно, ибо что-то планировать заранее тут тяжело и порой бесполезно: поле сильно меняется от хода к ходу.

 Механика: выставление лодок и построение зданий. Если в Five Tribes (и всё равно от неё никуда не деться :)) мы убираем миплов с поля, чтобы делать разные вещи, то в Yamatai мы наоборот выставляем кораблики-миплы, чтобы делать разные вещи: строить разные здания или собирать культурные жетоны, чтобы на них нанимать специалистов.

После третьей партии я поняла, что для меня этот момент, эта созидательная основа — главное, что в игре привлекает. Это оказалось достаточно медитативно, головоломно, интересно, тактично, в чём-то даже приятно, чтобы мне хотелось самой снова разложить эту игру. Но повторюсь, что я начала это чувствовать только после третьей партии.

IMG_6302.JPG

Время партии и паралич анализа. А после первой партии игра вызвала мысли: «Всё, продаю! Это же невозможно!» Муж мой отличается таким складом ума, что он сначала сто семнадцать раз отмерит, потом соберётся резать… передумает и отмерит ещё раз сорок семь для порядку, после чего наконец отрежет уже под мои гневные взгляды и возгласы (ну ненавижу я ждать!!). В общем, первый раз мы играли больше двух часов, и это было едва выносимо.

По правде, я тоже сильно тупила и подвисала, ибо по первости было ну очень тяжело понять, что делать, куда ставить лодки, как планировать на будущее и т.д. Помню, с Five Tribes было что-то похожее, когда поначалу поле казалось просто взрывом цвета и мешаниной миплов, от которой закипали мозги.

Но уже вторая партия прошла почти в два раза быстрее, стало намного понятнее, какие лодки брать и вообще что делать, мозги перестали плавиться. Третья партия тоже прошла бодрее и меньше чем за 1,5 часа, и от сердца отлегло :)

IMG_5247.JPG

Максимум взаимодействия, часто злого. К слову, я пока не научилась тут что-то планировать и подгадывать наперёд, да и сложно это: вся карта, лодки, специалисты и здания перед глазами, в игре нет ни капли закрытой информации, а лодки на поле так вообще общие, что позволяет пользоваться ими всем. Т.е. планы соперника достаточно легко читаются, и помешать им очень часто бывает важнее, чем сделать что-то хорошее себе, особенно в дуэли.

По результатам получаем игру, которая выглядит ми-ми-ми, а на самом деле злющая и конфликтная. Реально, в Five Tribes градус взаимодействия и взаимопротиводействия гораздо ниже, и нельзя настолько сильно испортить сопернику планы. Но думаю, что этот дух соперничества сильнее в дуэлях, нежели в партиях на четверых.

Количество игроков. На BGG ещё до покупки читала много мнений, что эта игра лучше всего играется на двоих. Я не пробовала играть на четверых, но и не горю желанием, памятуя партии в Five Tribes, которые превращаются в кашу и сплошной даунтайм.

А на двоих у каждого по два хода, что делает игру также более стратегичной и контролируемой, так что я смело отнесу её к категории игр, которые хоть и рассчитаны на большее количество, но лучше играются в дуэльном варианте.

• Специалисты. Любопытны тут уникальные специалисты, которые дают каждому игроку какие-то особые умения по ходу игры, иногда сильно определяющие стратегию. И купить их не очень сложно, так что уже с первого раунда соперники начинают играть по-разному.

Плюс их достаточно много, чтобы в разных партиях они повторялись не слишком часто.

•  Стратегия vs Тактика. Как я уже говорила, о какой-то долгосрочной стратегии тут речь вести тяжело, ведь соперник может её прочитать и сильно подпортить. Скажем, только ты освободил себе место для постройки, как он уже сам туда строит, прерывая твою цепочку зданий (а цепочки дают деньги), редиска.

Также тут многое зависит от действий соперников, который могут как закрывать хорошие возможности, так и открывать своими действиями другие, ещё лучше. И ещё бы неплохо помнить возможности и бонусы тех лодок, которые придут в следующий ход (их всего 10, в каждом раунде доступны 5, потом они сменяют друг друга), но мне это пока тяжеловато.

В общем, в итоге имеем игру, в которой в основе тактические моменты, но важна и необходимость мыслить наперёд и на перспективу.

• Лёгкий салат из очков. Очки мы получаем за здания, за специалистов, за деньги и по ходу игры в некоторых случаях строительства. В итоге набирается примерно 50 очков к концу, что нельзя назвать таким уж страшным салатом из очков, хотя вот блокнота для подсчёта очень не хватает и удивительно, что его тут нет.

•  Реирабельность. В целом вы будете делать одно и то же, но лодки будут выходить разные, как и здания, и специалисты, поэтому мне кажется, что игра будет реиграбельна на уровне Пяти племён, может, чуть хуже из-за всегда одинакового поля.

Диагноз

По итогу Yamatai представляет собой красивую абстрактную игру-головоломку, которая лично меня привлекает прежде всего созидательным процессом и достаточной реиграбельностью. Также здесь очень интересный момент с выбором ресурсов/бонусов на ход и тем, как это повлияет на ваш порядок хода в следующем раунде.

Играть лучше всего вдвоём, но тогда нужно готовиться к довольно злой игре с сильным противодействием, ведь в игре нет закрытой информации, лодки на поле общие, ваши замыслы и возможности хороший противник видит насквозь. И чаще всего насолить сопернику будет выгоднее, чем сделать что-то хорошее себе. Но уникальные специалисты помогают воплощать планы в жизнь и противостоять соперникам.

Игра также способна вызвать приступы паралича анализа, но, как мне показалось, чуть меньшие, чем в том же Five Tribes засчёт того, что возможности ограничены вышедшими зданиями и лодками, которые можно взять.

Если сравнивать с Five Tirbes, то эти две игры вполне могут сосуществовать засчёт совсем разных механик. Я бы не назвала Yamatai чем-то вроде must-have, воображение она не поражает, и потеплела я к игре не сразу. Но как красивая головоломка время от времени появляться на столе будет, желание играть есть. 7,5 баллов.

Ответ на провокационный вопрос из заголовка — нет, не убийца, и нравится мне всё-таки несколько меньше старшего брата :)

IMG_7364.JPG

Реклама

Диагноз по коробке: Yamatai — Убийца Five Tribes?: 12 комментариев

  1. Отличный обзор с отличными фото! Ну очень красивая игра! Согласен, что на грани мимишности, но цветовая гамма невероятно привлекает. Не играл ни в неё, ни в «Пять племён», даже не видел их вживую, но «Яматаи» выглядит привлекательнее. Вы удачно определили, что «Пять племен» выглядят, как мешанина миплов, я её как-то так и представлял. В общем, «Яматаи» отправляются в «хотелки»!
    А вообще, Вы, как что-нибудь опишете, так это сразу и хочется к себе в коллекцию! После Ваших обзоров ко мне приехали «Стамбул» и «7 чудес»!

    Нравится

  2. Пять племен — одна из любимых. Я как понимаю, если и можно их сравнивать, то только в том, что если нравится одна, понравится и вторая?)

    Нравится

    1. Вот не знаю, ведь всё так индивидуально. Но по духу это похожие игры, хотя механика манкалы и кажется мне несколько интереснее. Но это тоже умный красивый головоломный абстракт, так что попробовать при случае точно стоит :)

      Нравится

  3. Обожаю ваши обзоры.С Yamatai ситуация у нас…как бы так сказать…) Жена очень хочет,прямо горит,а я бы не стал покупать в коллекцию).Наверное,уступлю своему солнышку).Саша,спасибо вам за детальный и интересный разбор игры).Вижу,что хитом она не станет,но вполне себе приятной игрой от Бруно будет.Мне нравится оформление игры,однозначно,но Five Tribes тематичнее).Ну,или я больше люблю Ближний Восток).

    Нравится

    1. To: Arganzeleb Только не очень хорошо как-то вышло с рабами в «Пяти племенах», в новых изданиях их в угоду излишней толерантности заменили факирами, хотя как по мне, в этой игре рабы смотрятся очень даче органично! :)

      Нравится

        1. На мой взгляд,совершенно по-варварски обошлись с тематичностью :(.Детям тяжело объяснить именно этот момент—почему факиров можно покупать на рынке,а рабов нет.

          Нравится

Оставить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s