Диагноз по коробке: «Серп» — Не хайпом единым?

scythe-e1485266204940«Серп»

Сыграно: 3 партии на троих, 1 на четверых, 1 соло

Уж сколько копий и кос сломано об эту игру за последний год! Мнения резко разделились, кто-то в неописуемом восторге, а у некоторых людей игра вызывает просто нездоровые реакции. «Серп» же тем временем до сих пор постоянно мелькает в интернет-ресурсах и победно шествует по планете. В него играют и про него говорят. Да я и сама в своё время обратила внимание на эту игру из-за шумихи вокруг неё.

Сначала я просто хотела поиграть в Scythe на Tabletopia, до этого я слышала о ней от Вовы из Латвии. Прочитала правила, игра показалась занятной, с интересными мне механиками, хоть и с кучей нюансов, но попробовать её так и не сложилось.

Потом в инстаграме начали появляться первые фото, и в какой-то момент мне вдруг захотелось эту игру. А потом сильнее. Я начала подумывать, как бы заказать её из-за границы, а через пару дней CG объявили о локализации. Вот это был сюрприз! Как только я услышала эту новость, я уже знала, что впишусь в заказ. И вот через год после того момента, когда я впервые прочитала правила, коробка с «Серпом» была у меня :)

IMG_4633
На наш стол «Серп» с дополнительным полем помещается отлично, даже место на планшеты (и пиво :)) остаётся

Оставалось только надеяться, что игра не подведёт и не разочарует. Высокий рейтинг на BGG для меня не является гарантом — в целом я понимаю его как просто показатель, скольким людям игра понравилась. Конечно, чем он выше, тем гипотетически выше шанс того, что и я буду в числе тех, кому игра «зашла». Но со многими играми из первой десятки и двадцатки у меня не срослось. Получилось ли с «Серпом»?

После первых 2-3 партий я не могла точно сформулировать свои впечатления. Но сейчас вроде бы уже готова. Сразу скажу, что «инновационность» и прочая высоколобая терминология меня не интересует, на гико-интеллектуальность я не претендую, и игры я обычно оцениваю по тому, насколько в них интересно играть и сколько удовольствия я получают от процесса.

Что не понравилось или показалось спорным

Неровный ритм игры. Начало у игры неторопливое: пока все раскачиваются, пока набирают ресурсы на первые постройки и роботов, чтобы выбраться со своих кусочков суши возле базы. В начале я частенько ловила себя на том, что всё как-то мутно и скучновато, пока все заперты на своих базах.

Зато с середины игра начинает набирать темп и в конце порой приобретает просто космическую скорость, некоторые игроки могут поставить по 2-3 звезды за ход — и всё, баста, карапузики, давайте подсчитаем очки… Кстати, похожее развите партии наблюдается и у Viticulture. Понятно, что тех, кто не успел выполнить всё задуманное, и кто сам в следующий ход собирался положить две звезды, а ему не дали, это может сильно огорчить.

Особенно сильно это может быть ощутимо в игре, когда кто-то новичок, а кто-то уже нет. И вот бывалый уже знает, что это вообще-то гонка, хотя побеждает и набравший большее количество очков, и что игра может закончиться очень внезапно, а поэтому из каждого хода нужно выжимать всё возможное и стараться не отставать от соперников. А для новичка конец может нагрянуть внезапно, и это может быть неприятно и даже обидно.

IMG_4636

Сюда же в этот пункт отнесу то, что игра может закончиться или продолжиться по воле игрока, у кого на данный момент 5 звёзд и есть возможность взять шестую. Да, чаще всего он заинтересован в том, чтобы завершить игру, но может этого и не делать. И не во всех наших играх тот, кто закончил игру, победил. В общем, в этом довольно неоднозначный момент. Мне это и в «Конкордии» не очень понравилось.

Переправы через реки. Наверняка у авторов были причины так сделать, и я бы даже могла придумать парочку, но суть в том, что на выходе это правило переправ ну совершенно дурацкое. И нетематичное, и искусственное, и рвущее логику. Почему, например, Русвет может переправляться на деревни, а Север не может? И поди ты запомни и вовремя пойми во время игры, кто куда может перемещаться, и от кого можно ждать угрозы.

Справедливости ради, после четырёх партий я уже начала запоминать кто–куда, но подсказка всё равно всегда лежит на столе и, думаю, всегда там будет лежать. И это мой самый нелюбимый момент в игре.

IMG_4592
«Серп» на четверых — то, что доктор прописал!

Нужно 3–4 игрока. Я не проверяла пока дуэли, но заочно даже мой муж после одной партии сказал, что наверняка на двоих будет не очень из-за большой карты и неплотного взаимодействия. Плюс уж точно нельзя играть в дуэль с Полянией, у которой тогда будет убер-преимущество из-за свойства нации.

На троих у нас одна из партий была очень так себе: пока двое воевали, третий жирел и победил; но другие две партии на троих прошли вполне интересно. На четверых понравилось играть больше всего: было много боёв, люди толкались локтями и мешали друг другу.

Думаю, четыре — это лучшее число игроков в эту игру. С дополнением можно будет играть всемером, но я себе этот опыт представляю с содроганием :)

Мало встреч. На поле 11 мест, где герой может «приключиться», и для меня это мало, поскольку ещё при первом чтении правил эта механика заинтересовала меня больше всего. Я очень люблю такие тематические штуки! А при игре вчетвером уже в середине партии встречаться было не с кем, хотя надо признать, что при игре втроём в целом до конца партии кое-какие приключения ещё оставались.

IMG_5038

Глубина и размах геймплея меньше, чем можно судить по оформлению. Мехи, роботы, рабочие, здания, гексы на поле и так далее — это наводит на мысль о хардкорной цивилизации, но по сути это не самая сложная евро-гонка на развитие на скорость в разных направлениях, не «цива» и не 4X. Понимаю, каким это может быть минусом для кого-то.

Кстати, есть ещё одно очень распространённое мнение-минус, что «Серп» — это про «уткнисьвпланшет». А вот я с этим не согласна. Уткнёшься в планшет — упустишь многое, и с опытом игры это становится понятно лучше. Я во всех партиях стараюсь внимательно смотреть на поле.

Что понравилось или показалось положительным

Оформление. Наверное, можно не продолжать, но я всё-таки объясню. Я не то чтобы в восторге от мира альтернативной Восточной Европы, хотя мне и льстит отчасти, что судя по всему основные события игры происходят как раз где-то на территории Беларуси :) Мехи меня тоже не очень будоражат, хотя фигурки героев как раз очень нравятся.

Но качество издания, то, как приятно держать в руках игру и компоненты, стиль иллюстраций, всё это в целом очень радует. Плюс действительно крутые планшеты с выемками под компоненты. И я ж ещё и реалистичные ресурсы заказала. И должна сказать, что они на удивление добавляют атмосферы. В общем, всё вместе это очень красиво и качественно и радует глаз.

Правда, поле мне нравится не совсем: какое-то оно слишком мрачное и тёмное. Хотя в жизни смотрится получше засчёт того, что видны деревеньки и прочие мелкие детали.

Ещё не нравится, что планшеты наций по длине меньше планшетов действий, и выглядит это неопрятно, но это уже мой перфекционизм. И да, планшеты до сих пор выгибаются на воздухе :(

IMG_4977

Неагрессивность при явном соперничестве. Кто-то скажет, что ему мало боёв и вообще игра обманула ожидания, показав роботов, а подсунув ферму, а я наоборот рада, что здесь не так много прямого конфликта, как может показаться на первый взгляд. Вот честно, иногда просто хочется, чтобы твои планы не ломали на корню и просто не лезли в твой красивый огород :)

В целом, по пять-шесть боёв за игру у нас обычно бывает (вчетвером больше), и этого мне вполне хватает для того, чтобы за столом чувствовалось напряжение и конфликт без постоянной резни.

• Много путей победы. Игра заканчивается, когда кто-то выставляет 6 звёзд, а всего под них 10 ячеек. Таким образом, на выбор у вас 6 из 10 разных путей развития, которые можно комбинировать всевозможными способами.

Я такие вещи очень люблю в играх. Люблю, когда моя стратегия не такая, как у соседа, и когда в следующей игре можно сделать что-то совсем по-другому.

• Простота процесса. Правила объёмные и объясняются долго, и вообще всё кажется так страшно, но в основе процесса лежит простое «передвинь фишку — сделай действие», и после одной партии понимаешь, что игра на деле очень несложная. Вопросы вызывает момент с рекрутами и ещё несколько нюансов, в остальном же игра логична и понятна. Кроме того, каждый ход обычно проходит динамично и бодро (если никто не тормозит с размышлениями), что я очень ценю.

• Планшеты: верхнее + нижнее действие. Сам процесс выбора действий и их выполнение тоже интересный. Особенно нравится, что на разных планшетах верхние и нижние действия сочетаются по-разному.

IMG_4638

Разные нации и планшеты. Достаточно разные, чтобы для меня игра казалась иной за каждую новую нацию и с каждым новым планшетом. Но и не чересчур разные, чтобы быть слишком асимметричными, что бывает даже во вред.

Явный дисбаланс замечали с Полянией при игре вдвоём, и, говорят, Саксонией победить очень сложно, но в остальном судить о дисбалансе наций пока не берусь.

• Бои на картах. Кубиков в игре нет, при поражении в боях можно сетовать только на то, что недостаточно хорошо просчитал оппонента или не было нужного количества силы на треке. Бои без кубиков это обычно плюс игре.

• Реиграбельность. Разные сочетания планшетов, личные цели, разные пути развития, новые приключения, карты Фабрики, действия соперников на поле — реиграбельность здесь достигается засчёт этого. Но тем не менее с учётом того, что карта всегда одинаковая и у игроков на поле одинаковые стартовые позиции, а планшеты действий хоть и отличаются, но не так уж радикально, кому-то вполне покажется, что игра не блещет реиграбельностью.

Для меня же реиграбельность достигается какой-то странной магией, которая меня притягивает к игре и заставляет всё время хотеть сыграть ещё раз :) За почти два месяца желание только крепнет. И пока это желание есть, игра для меня будет оставаться очень реиграбельной. Тем более что партии даже за одинаковую нацию у меня проходили по-разному.

IMG_4591
Любимая фракция :) Две победы за неё.

• Гонка. Вообще, я наконец начала прощупывать игру только на своей третьей партии. Где до меня наконец дошло, что это вообще-то гонка. Не совсем такая, как в Lewis and Clark, а скорее как в Islebound: вы добежали, а потом сравниваете очки. Я люблю гонки, хоть обычно они дарят мне несколько очень стрессовых моментов в конце, когда у меня аж сердце колотится: успею или нет?

В «Серпе», где после окончания гонки ещё не факт, что победит тот, кто её завершил, такого сильного стресса у меня не бывает, и это, конечно, скорее минус, но всё равно сам характер игры подстёгивает к «быстрее-выше-сильнее», а мне такие игры импонируют.

• Атмосфера. Я не могу назвать «Серп» сухим, язык не поворачивается. Атмосфера здесь есть, она и в детальных иллюстрациях, и в механиках — например, мехи таскают по полю ресурсы и крестьян, только крестьяне умеют строить и собирать ресурсы, герой ищет приключения и так далее; и в тематичности планшетов и наций — морозоустойчивые северяне плавают через реки, Русвет выжимает из своих стахановские рекорды и т.п.

• Время партии. Если не учитывать партию с совсем уж любителями поразмыслить, то обычно без объяснения правил игра у нас занимала около 90 минут на 3-4 игроков в разных компаниях. И это очень хорошо для такой довольно комплексной игры.

IMG_5205

Пара слов о соло-режиме

Попробовала и я знаменитый соло-режим в «Серпе». Ну что сказать, Автома действительно очень умно сделана и хитро устроена, чтобы имитировать живого соперника. Никогда не знаешь, чего от неё ожидать, и ведёт она себя в целом логично.

Однако я перед игрой дважды прочитала правила, но так до конца и не разобралась с перемещением Автомы: столько вариантов, столько нюансов. Во время партии я каждый раз зависала и снова и снова смотрела в подсказки, что очень портило впечатление. Получение Автомой звёзд в боях тоже не совсем понятно из правил…

В общем, режим продуманный, но точно не для меня. И с перемещением так просто разобраться не получится.

192782

Заключение

После пяти партий «Серп» для меня ещё продолжает раскрываться. Первые партии понравились, но без восторга, да и сейчас не скажу, что испытываю восторг. Но почему-то желание поиграть в эту игру и мысли о ней меня частенько преследуют в последнее время.

Читала мнения, что игра «затягивает» и «очаровывает со временем», и вот это очень точно про меня. Поначалу я не могла одназначно выразить впечатления, а после 5 партий понимаю, что просто тянет играть, словно магнитом. Возможно, дело в том, что хочется попробовать новые стратегии, новые сочетания фракций и планшета, получить другие звёзды. Или просто завораживает построение движка и многочисленные возможности развития.

Игра вобрала в себя очень многое: здесь и развитие и оптимизация, и немного войны и соперничества, и контроль территорий, и даже приключения. Ну всё, что душе угодно, да ещё и в таком шикарном оформлении. Играть хочется и дальше, хотя недостатки, конечно, тоже есть.

Возможно, со временем с «Серпом» случится то же, что и с Viticulture (которая постоянно росла в моих глазах; и кстати, от «Серпа» первое впечатление было куда лучше, чем от Viti), а, может, наоборот, но пока это крепкая 8 для меня. Конечно, меня можно обвинить в предвзятости, ведь мне так хотелось, чтобы игра понравилась… Ну, это уж кому как кажется, я вроде старалась оценивать трезво. И рада, что в итоге мои надежды на игру вполне оправдались, и дополнение с нациями я заказала не зря %)

Диагноз по коробке: «Серп» — Не хайпом единым?: 20 комментариев

  1. Благодарю! Ждал этой статьи от вас. Сегодня тоже заказал Серп. Пока что все прочитанные и увиденное мне нравится. Надеюсь игра меня тоже не разочарует.

    Нравится

  2. Отличный обзор).При всей моей нелюбви к евро я не могу не признать,что игра заслуженно занимает свое место в сердцах и умах настольщиков.Я играл три раза,это не мое).Причем жена осталась в восторге,а я процедил «ну,пойдет под пиво»,чем вызвал приступ гнева)).У меня первая мысль,которая возникла—«добротность».Все в этой игре—от оформления,темы до механик—это квинтэссенция лучшего,на мой взгляд,в евро-играх.Мне очень не хватает большего уровня взаимодействия между игроками.Да,я понимаю,что это философия евро-игры,но не могу с этим смириться.В остальном игра очень разнообразная и интересная.Согласен с тем,что масштабируется она не очень.Вдвоем пресновата—для меня это тоже критерий,к сожалению.Вчетвером гораздо лучше и ярче и я сменил гнев на милость,но покупать в коллекцию не хотел). Жена купила сама))) Заявила,что играть я буду)) В общем,странные отношения у меня с этой игрой.Мне кажется,нужно просто больше партий,чтобы она для меня «раскрылась».не могу сказать,что не хотел бы сыграть в нее,но если будет выбор—отдам предпочтение другим играм.

    Нравится

    1. Насчёт квинтэссенции и добротности — ещё одно из первых впечатлений, что тут столько намешано и добавлено, чтобы нравиться всем, что какого-то особого изюму и не чувствуется. Н автор этого и не скрывал.
      Вот жена молодец, такое ценить надо :) Мой муж ни за что настолку бы не купил.

      Нравится

  3. Прекрасный обзор как всегда! А у меня вообще беда с Серпом — он мне пришел в Августе, доп в ноябре, но мы в него так пока и не сели ни разу — то нас слишком много, то слишком мало(((

    >Но со многими играми из первой десятки и двадцатки у меня не срослось.
    Вот про это я бы с удовольствием прочел материал ;)

    Нравится

    1. Спасибо! Сочувствую, что не получается сыграть..

      >>>Вот про это я бы с удовольствием прочел материал 😉
      Спасибо за идею, будет самой интересно такое сделать :)

      Нравится

  4. Точно самая обсуждаемая игра 2017-го! Интересно прочесть взвешенный обзор после хайпа, что предшествовал её выходу на КраудГеймз! За обзор, спасибо!

    Нравится

  5. Отличный обзор. Со многим согласен, некоторые моменты «на любителя», как говорится, например, меня момент с переправами вообще не напрягает и минусом его не считаю. Есть пару моментов, с которыми и не согласен. 1. Приключений все же не 9, а 11 и я считаю этого достаточно. 2. Баланс мне нравится и я не считаю Полянию самой сильной нацией и не считаю Саксонию слабой. Просто по моему мнению, например, Поляния это нация для новичков, т.к. ее бонус очень легко понять, у Саксонии раскусить тяжелее. Сам лично больше всего сыграл именно за Саксонию-4 игры и счет 2 победил (1 на троих, 1 на четверых), 2 проиграл. И свойство с рабочими очень классное, я разрастаюсь по территории, добываю все что мне нужно и не так то просто меня вытеснить! За Полянию были у нас и победы и поражения, а вот, например, за Руссвет (который, между прочим, считается на БГГ самой сильной нацией и при игре на двоих есть некие ограничения на их свойство) еще побед ни у кого из нас не было (только вторые места и ниже), так же никто еще не побеждал за Крым. В целом балансом я доволен, никаких отрывов на большое количество очков у нас не бывает.
    И последний вопрос: Скажи, пожалуйста, какого размера у вас стол? :)

    Нравится

    1. Спасибо!
      >>меня момент с переправами вообще не напрягает и минусом его не считаю.
      Интересно, а меня прям коробит от искусственности этого правила %) Тем более что всё остальное очень гармонично и складно сделано.

      >>1. Приключений все же не 9, а 11
      Вот ведь точно, спасибо! Даже не знаю, откуда у меня закрепилась эта цифра про 9 :)) Но мне всё равно хочется как можно больше приключений :)

      >> Баланс мне нравится и я не считаю Полянию самой сильной нацией и не считаю Саксонию слабой.
      Я не говорила ни того, ни другого, если быть точными :) Поляния просто у нас и по отзывам знакомых игроков побеждала чаще всего, а в дуэлях выжимала из своего свойства столько бонусов, что второму было не угнаться, так что друзья брать для игры вдвоём не советовали.

      Про Саксонцев, опять же, только слышала и читала, сама не играла даже ещё, хотя хочется попробовать. К ним действительно нужен хитрый подход, чтоб и воевать, и популярность не сильно терять. На Тесере недавно, кстати, проводили опрос, кто за кого сколько побеждает. Саксония с Севером в отстающих. Поляния с Крымом лидируют, насколько помню.

      А стол 120 на 180 :) Вообще он по идее круглый с диаметром 120 см, но ради Серпа я его держу разложенным.

      Нравится

      1. Понял, спасибо. По фотка очень крутой, надо свой менять просто! Поле тоже с расширением, но играем только на маленькой карте, не помещаемся! :)

        Нравится

        1. Да, в своем комменте писал о своих играх 4х именно за Север с их свойством расползания рабочих (моя любимая нация, между прочим, очень интересно мне ими играть), а не про Саксонию, перепутал. За Саксонию я сам еще не играл, играла одна девушка дважды, 1 раз второе место, второй раз победила. По поводу приключений у нас всегда остаются 2-3 не сыгранных и не получается тематично их разыграть. Обычно берем карту, читаем, мммм, ага-ага… я, короче, беру 3 дерева и теряю популярность. Сухие евраки вообщем!

          Нравится

            1. Только что была сыграна партия с другом на двоих. Говорю бери себе Полянию, хочу попытаться эту «читерскую» нацию передавить! Себе взял Крым, ему достался планшет 1, мне 3. Вообщем итог — у меня 89, у него — 66! Красивая, упорная, абалденная партия получилась! И все же я настаиваю свойство Полян круто только для новичков, т.к. его легко понять, но по сути преимущество не так велико, а вот каждый ход 1 карту за ресурс это зверство, у меня ходов без нижнего действия и не было считай. Очень классный Крым! А голосовали на тесере в основном новички в игру, я уверен, вообщем, буду всячески бить по всем фронтам Полян, дабы опровергнуть их силу!

              Нравится

              1. Так бывалые и говорят, что Крым с опытом начинает давить всех нещадно :) У нас вчера победил Русвет, за ним Крым с небольшим отставанием, потом Поляния (она закончила партию, кстати) и потом я за Север самая последняя :))

                Нравится

                1. Воооот, это уже туда. Задамся целью играть только за Север. Я еще сам их свойство по максимуму не раскусил, 2 победы, 2 поражения. Надо бы в них углубиться!
                  Я уже готов Серпу оценку до 9 поднимать, коробке 2 месяца, а желание играть в нее только растет.

                  Нравится 1 человек

  6. саксония очень сильная фракция, я ею 3 раза подряд победил 4 моих товарищей, просто наращивай свою мощь и дави их всех, не забывая о популярности (избегайте рабочих) и монеты берегите. Саксония единственная фракция которая может выполнить две цели и 6 раз получить звездочку в победе над врагом. что свойственно Саксонией сделать быструю победу (блицкриг)

    Нравится

    1. Единственные, кем я ещё не играла. Заочно тоже кажется, что они должны быстрее заканчивать игру, не давая никому копить и развиваться. Но немного боязно их брать, я по сути миролюбивый человек и игрок :)

      Нравится

Оставить комментарий