«Серп»
Сыграно: 3 партии на троих, 1 на четверых, 1 соло
Уж сколько копий и кос сломано об эту игру за последний год! Мнения резко разделились, кто-то в неописуемом восторге, а у некоторых людей игра вызывает просто нездоровые реакции. «Серп» же тем временем до сих пор постоянно мелькает в интернет-ресурсах и победно шествует по планете. В него играют и про него говорят. Да я и сама в своё время обратила внимание на эту игру из-за шумихи вокруг неё.
Сначала я просто хотела поиграть в Scythe на Tabletopia, до этого я слышала о ней от Вовы из Латвии. Прочитала правила, игра показалась занятной, с интересными мне механиками, хоть и с кучей нюансов, но попробовать её так и не сложилось.
Потом в инстаграме начали появляться первые фото, и в какой-то момент мне вдруг захотелось эту игру. А потом сильнее. Я начала подумывать, как бы заказать её из-за границы, а через пару дней CG объявили о локализации. Вот это был сюрприз! Как только я услышала эту новость, я уже знала, что впишусь в заказ. И вот через год после того момента, когда я впервые прочитала правила, коробка с «Серпом» была у меня :)
Оставалось только надеяться, что игра не подведёт и не разочарует. Высокий рейтинг на BGG для меня не является гарантом — в целом я понимаю его как просто показатель, скольким людям игра понравилась. Конечно, чем он выше, тем гипотетически выше шанс того, что и я буду в числе тех, кому игра «зашла». Но со многими играми из первой десятки и двадцатки у меня не срослось. Получилось ли с «Серпом»?
После первых 2-3 партий я не могла точно сформулировать свои впечатления. Но сейчас вроде бы уже готова. Сразу скажу, что «инновационность» и прочая высоколобая терминология меня не интересует, на гико-интеллектуальность я не претендую, и игры я обычно оцениваю по тому, насколько в них интересно играть и сколько удовольствия я получают от процесса.
Что не понравилось или показалось спорным
• Неровный ритм игры. Начало у игры неторопливое: пока все раскачиваются, пока набирают ресурсы на первые постройки и роботов, чтобы выбраться со своих кусочков суши возле базы. В начале я частенько ловила себя на том, что всё как-то мутно и скучновато, пока все заперты на своих базах.
Зато с середины игра начинает набирать темп и в конце порой приобретает просто космическую скорость, некоторые игроки могут поставить по 2-3 звезды за ход — и всё, баста, карапузики, давайте подсчитаем очки… Кстати, похожее развите партии наблюдается и у Viticulture. Понятно, что тех, кто не успел выполнить всё задуманное, и кто сам в следующий ход собирался положить две звезды, а ему не дали, это может сильно огорчить.
Особенно сильно это может быть ощутимо в игре, когда кто-то новичок, а кто-то уже нет. И вот бывалый уже знает, что это вообще-то гонка, хотя побеждает и набравший большее количество очков, и что игра может закончиться очень внезапно, а поэтому из каждого хода нужно выжимать всё возможное и стараться не отставать от соперников. А для новичка конец может нагрянуть внезапно, и это может быть неприятно и даже обидно.
Сюда же в этот пункт отнесу то, что игра может закончиться или продолжиться по воле игрока, у кого на данный момент 5 звёзд и есть возможность взять шестую. Да, чаще всего он заинтересован в том, чтобы завершить игру, но может этого и не делать. И не во всех наших играх тот, кто закончил игру, победил. В общем, в этом довольно неоднозначный момент. Мне это и в «Конкордии» не очень понравилось.
• Переправы через реки. Наверняка у авторов были причины так сделать, и я бы даже могла придумать парочку, но суть в том, что на выходе это правило переправ ну совершенно дурацкое. И нетематичное, и искусственное, и рвущее логику. Почему, например, Русвет может переправляться на деревни, а Север не может? И поди ты запомни и вовремя пойми во время игры, кто куда может перемещаться, и от кого можно ждать угрозы.
Справедливости ради, после четырёх партий я уже начала запоминать кто–куда, но подсказка всё равно всегда лежит на столе и, думаю, всегда там будет лежать. И это мой самый нелюбимый момент в игре.
• Нужно 3–4 игрока. Я не проверяла пока дуэли, но заочно даже мой муж после одной партии сказал, что наверняка на двоих будет не очень из-за большой карты и неплотного взаимодействия. Плюс уж точно нельзя играть в дуэль с Полянией, у которой тогда будет убер-преимущество из-за свойства нации.
На троих у нас одна из партий была очень так себе: пока двое воевали, третий жирел и победил; но другие две партии на троих прошли вполне интересно. На четверых понравилось играть больше всего: было много боёв, люди толкались локтями и мешали друг другу.
Думаю, четыре — это лучшее число игроков в эту игру. С дополнением можно будет играть всемером, но я себе этот опыт представляю с содроганием :)
• Мало встреч. На поле 11 мест, где герой может «приключиться», и для меня это мало, поскольку ещё при первом чтении правил эта механика заинтересовала меня больше всего. Я очень люблю такие тематические штуки! А при игре вчетвером уже в середине партии встречаться было не с кем, хотя надо признать, что при игре втроём в целом до конца партии кое-какие приключения ещё оставались.
• Глубина и размах геймплея меньше, чем можно судить по оформлению. Мехи, роботы, рабочие, здания, гексы на поле и так далее — это наводит на мысль о хардкорной цивилизации, но по сути это не самая сложная евро-гонка на развитие на скорость в разных направлениях, не «цива» и не 4X. Понимаю, каким это может быть минусом для кого-то.
Кстати, есть ещё одно очень распространённое мнение-минус, что «Серп» — это про «уткнисьвпланшет». А вот я с этим не согласна. Уткнёшься в планшет — упустишь многое, и с опытом игры это становится понятно лучше. Я во всех партиях стараюсь внимательно смотреть на поле.
Что понравилось или показалось положительным
• Оформление. Наверное, можно не продолжать, но я всё-таки объясню. Я не то чтобы в восторге от мира альтернативной Восточной Европы, хотя мне и льстит отчасти, что судя по всему основные события игры происходят как раз где-то на территории Беларуси :) Мехи меня тоже не очень будоражат, хотя фигурки героев как раз очень нравятся.
Но качество издания, то, как приятно держать в руках игру и компоненты, стиль иллюстраций, всё это в целом очень радует. Плюс действительно крутые планшеты с выемками под компоненты. И я ж ещё и реалистичные ресурсы заказала. И должна сказать, что они на удивление добавляют атмосферы. В общем, всё вместе это очень красиво и качественно и радует глаз.
Правда, поле мне нравится не совсем: какое-то оно слишком мрачное и тёмное. Хотя в жизни смотрится получше засчёт того, что видны деревеньки и прочие мелкие детали.
Ещё не нравится, что планшеты наций по длине меньше планшетов действий, и выглядит это неопрятно, но это уже мой перфекционизм. И да, планшеты до сих пор выгибаются на воздухе :(
• Неагрессивность при явном соперничестве. Кто-то скажет, что ему мало боёв и вообще игра обманула ожидания, показав роботов, а подсунув ферму, а я наоборот рада, что здесь не так много прямого конфликта, как может показаться на первый взгляд. Вот честно, иногда просто хочется, чтобы твои планы не ломали на корню и просто не лезли в твой красивый огород :)
В целом, по пять-шесть боёв за игру у нас обычно бывает (вчетвером больше), и этого мне вполне хватает для того, чтобы за столом чувствовалось напряжение и конфликт без постоянной резни.
• Много путей победы. Игра заканчивается, когда кто-то выставляет 6 звёзд, а всего под них 10 ячеек. Таким образом, на выбор у вас 6 из 10 разных путей развития, которые можно комбинировать всевозможными способами.
Я такие вещи очень люблю в играх. Люблю, когда моя стратегия не такая, как у соседа, и когда в следующей игре можно сделать что-то совсем по-другому.
• Простота процесса. Правила объёмные и объясняются долго, и вообще всё кажется так страшно, но в основе процесса лежит простое «передвинь фишку — сделай действие», и после одной партии понимаешь, что игра на деле очень несложная. Вопросы вызывает момент с рекрутами и ещё несколько нюансов, в остальном же игра логична и понятна. Кроме того, каждый ход обычно проходит динамично и бодро (если никто не тормозит с размышлениями), что я очень ценю.
• Планшеты: верхнее + нижнее действие. Сам процесс выбора действий и их выполнение тоже интересный. Особенно нравится, что на разных планшетах верхние и нижние действия сочетаются по-разному.
• Разные нации и планшеты. Достаточно разные, чтобы для меня игра казалась иной за каждую новую нацию и с каждым новым планшетом. Но и не чересчур разные, чтобы быть слишком асимметричными, что бывает даже во вред.
Явный дисбаланс замечали с Полянией при игре вдвоём, и, говорят, Саксонией победить очень сложно, но в остальном судить о дисбалансе наций пока не берусь.
• Бои на картах. Кубиков в игре нет, при поражении в боях можно сетовать только на то, что недостаточно хорошо просчитал оппонента или не было нужного количества силы на треке. Бои без кубиков это обычно плюс игре.
• Реиграбельность. Разные сочетания планшетов, личные цели, разные пути развития, новые приключения, карты Фабрики, действия соперников на поле — реиграбельность здесь достигается засчёт этого. Но тем не менее с учётом того, что карта всегда одинаковая и у игроков на поле одинаковые стартовые позиции, а планшеты действий хоть и отличаются, но не так уж радикально, кому-то вполне покажется, что игра не блещет реиграбельностью.
Для меня же реиграбельность достигается какой-то странной магией, которая меня притягивает к игре и заставляет всё время хотеть сыграть ещё раз :) За почти два месяца желание только крепнет. И пока это желание есть, игра для меня будет оставаться очень реиграбельной. Тем более что партии даже за одинаковую нацию у меня проходили по-разному.
• Гонка. Вообще, я наконец начала прощупывать игру только на своей третьей партии. Где до меня наконец дошло, что это вообще-то гонка. Не совсем такая, как в Lewis and Clark, а скорее как в Islebound: вы добежали, а потом сравниваете очки. Я люблю гонки, хоть обычно они дарят мне несколько очень стрессовых моментов в конце, когда у меня аж сердце колотится: успею или нет?
В «Серпе», где после окончания гонки ещё не факт, что победит тот, кто её завершил, такого сильного стресса у меня не бывает, и это, конечно, скорее минус, но всё равно сам характер игры подстёгивает к «быстрее-выше-сильнее», а мне такие игры импонируют.
• Атмосфера. Я не могу назвать «Серп» сухим, язык не поворачивается. Атмосфера здесь есть, она и в детальных иллюстрациях, и в механиках — например, мехи таскают по полю ресурсы и крестьян, только крестьяне умеют строить и собирать ресурсы, герой ищет приключения и так далее; и в тематичности планшетов и наций — морозоустойчивые северяне плавают через реки, Русвет выжимает из своих стахановские рекорды и т.п.
• Время партии. Если не учитывать партию с совсем уж любителями поразмыслить, то обычно без объяснения правил игра у нас занимала около 90 минут на 3-4 игроков в разных компаниях. И это очень хорошо для такой довольно комплексной игры.
Пара слов о соло-режиме
Попробовала и я знаменитый соло-режим в «Серпе». Ну что сказать, Автома действительно очень умно сделана и хитро устроена, чтобы имитировать живого соперника. Никогда не знаешь, чего от неё ожидать, и ведёт она себя в целом логично.
Однако я перед игрой дважды прочитала правила, но так до конца и не разобралась с перемещением Автомы: столько вариантов, столько нюансов. Во время партии я каждый раз зависала и снова и снова смотрела в подсказки, что очень портило впечатление. Получение Автомой звёзд в боях тоже не совсем понятно из правил…
В общем, режим продуманный, но точно не для меня. И с перемещением так просто разобраться не получится.
Заключение
После пяти партий «Серп» для меня ещё продолжает раскрываться. Первые партии понравились, но без восторга, да и сейчас не скажу, что испытываю восторг. Но почему-то желание поиграть в эту игру и мысли о ней меня частенько преследуют в последнее время.
Читала мнения, что игра «затягивает» и «очаровывает со временем», и вот это очень точно про меня. Поначалу я не могла одназначно выразить впечатления, а после 5 партий понимаю, что просто тянет играть, словно магнитом. Возможно, дело в том, что хочется попробовать новые стратегии, новые сочетания фракций и планшета, получить другие звёзды. Или просто завораживает построение движка и многочисленные возможности развития.
Игра вобрала в себя очень многое: здесь и развитие и оптимизация, и немного войны и соперничества, и контроль территорий, и даже приключения. Ну всё, что душе угодно, да ещё и в таком шикарном оформлении. Играть хочется и дальше, хотя недостатки, конечно, тоже есть.
Возможно, со временем с «Серпом» случится то же, что и с Viticulture (которая постоянно росла в моих глазах; и кстати, от «Серпа» первое впечатление было куда лучше, чем от Viti), а, может, наоборот, но пока это крепкая 8 для меня. Конечно, меня можно обвинить в предвзятости, ведь мне так хотелось, чтобы игра понравилась… Ну, это уж кому как кажется, я вроде старалась оценивать трезво. И рада, что в итоге мои надежды на игру вполне оправдались, и дополнение с нациями я заказала не зря %)
Благодарю! Ждал этой статьи от вас. Сегодня тоже заказал Серп. Пока что все прочитанные и увиденное мне нравится. Надеюсь игра меня тоже не разочарует.
НравитсяНравится
Я тоже надеюсь :) По обзорам всё-таки судить сложно и всегда лучше самому сыграть.
НравитсяНравится
Отличный обзор).При всей моей нелюбви к евро я не могу не признать,что игра заслуженно занимает свое место в сердцах и умах настольщиков.Я играл три раза,это не мое).Причем жена осталась в восторге,а я процедил «ну,пойдет под пиво»,чем вызвал приступ гнева)).У меня первая мысль,которая возникла—«добротность».Все в этой игре—от оформления,темы до механик—это квинтэссенция лучшего,на мой взгляд,в евро-играх.Мне очень не хватает большего уровня взаимодействия между игроками.Да,я понимаю,что это философия евро-игры,но не могу с этим смириться.В остальном игра очень разнообразная и интересная.Согласен с тем,что масштабируется она не очень.Вдвоем пресновата—для меня это тоже критерий,к сожалению.Вчетвером гораздо лучше и ярче и я сменил гнев на милость,но покупать в коллекцию не хотел). Жена купила сама))) Заявила,что играть я буду)) В общем,странные отношения у меня с этой игрой.Мне кажется,нужно просто больше партий,чтобы она для меня «раскрылась».не могу сказать,что не хотел бы сыграть в нее,но если будет выбор—отдам предпочтение другим играм.
НравитсяНравится
Насчёт квинтэссенции и добротности — ещё одно из первых впечатлений, что тут столько намешано и добавлено, чтобы нравиться всем, что какого-то особого изюму и не чувствуется. Н автор этого и не скрывал.
Вот жена молодец, такое ценить надо :) Мой муж ни за что настолку бы не купил.
НравитсяНравится
Прекрасный обзор как всегда! А у меня вообще беда с Серпом — он мне пришел в Августе, доп в ноябре, но мы в него так пока и не сели ни разу — то нас слишком много, то слишком мало(((
>Но со многими играми из первой десятки и двадцатки у меня не срослось.
Вот про это я бы с удовольствием прочел материал ;)
НравитсяНравится
Спасибо! Сочувствую, что не получается сыграть..
>>>Вот про это я бы с удовольствием прочел материал 😉
Спасибо за идею, будет самой интересно такое сделать :)
НравитсяНравится
Точно самая обсуждаемая игра 2017-го! Интересно прочесть взвешенный обзор после хайпа, что предшествовал её выходу на КраудГеймз! За обзор, спасибо!
НравитсяНравится
Да уж, от бесконечных постов об игре в январе даже мне дурно делалось, а ведь я была позитивно настроена :))
НравитсяНравится
Отличный обзор. Со многим согласен, некоторые моменты «на любителя», как говорится, например, меня момент с переправами вообще не напрягает и минусом его не считаю. Есть пару моментов, с которыми и не согласен. 1. Приключений все же не 9, а 11 и я считаю этого достаточно. 2. Баланс мне нравится и я не считаю Полянию самой сильной нацией и не считаю Саксонию слабой. Просто по моему мнению, например, Поляния это нация для новичков, т.к. ее бонус очень легко понять, у Саксонии раскусить тяжелее. Сам лично больше всего сыграл именно за Саксонию-4 игры и счет 2 победил (1 на троих, 1 на четверых), 2 проиграл. И свойство с рабочими очень классное, я разрастаюсь по территории, добываю все что мне нужно и не так то просто меня вытеснить! За Полянию были у нас и победы и поражения, а вот, например, за Руссвет (который, между прочим, считается на БГГ самой сильной нацией и при игре на двоих есть некие ограничения на их свойство) еще побед ни у кого из нас не было (только вторые места и ниже), так же никто еще не побеждал за Крым. В целом балансом я доволен, никаких отрывов на большое количество очков у нас не бывает.
И последний вопрос: Скажи, пожалуйста, какого размера у вас стол? :)
НравитсяНравится
Спасибо!
>>меня момент с переправами вообще не напрягает и минусом его не считаю.
Интересно, а меня прям коробит от искусственности этого правила %) Тем более что всё остальное очень гармонично и складно сделано.
>>1. Приключений все же не 9, а 11
Вот ведь точно, спасибо! Даже не знаю, откуда у меня закрепилась эта цифра про 9 :)) Но мне всё равно хочется как можно больше приключений :)
>> Баланс мне нравится и я не считаю Полянию самой сильной нацией и не считаю Саксонию слабой.
Я не говорила ни того, ни другого, если быть точными :) Поляния просто у нас и по отзывам знакомых игроков побеждала чаще всего, а в дуэлях выжимала из своего свойства столько бонусов, что второму было не угнаться, так что друзья брать для игры вдвоём не советовали.
Про Саксонцев, опять же, только слышала и читала, сама не играла даже ещё, хотя хочется попробовать. К ним действительно нужен хитрый подход, чтоб и воевать, и популярность не сильно терять. На Тесере недавно, кстати, проводили опрос, кто за кого сколько побеждает. Саксония с Севером в отстающих. Поляния с Крымом лидируют, насколько помню.
А стол 120 на 180 :) Вообще он по идее круглый с диаметром 120 см, но ради Серпа я его держу разложенным.
НравитсяНравится
Понял, спасибо. По фотка очень крутой, надо свой менять просто! Поле тоже с расширением, но играем только на маленькой карте, не помещаемся! :)
НравитсяНравится
Да, в своем комменте писал о своих играх 4х именно за Север с их свойством расползания рабочих (моя любимая нация, между прочим, очень интересно мне ими играть), а не про Саксонию, перепутал. За Саксонию я сам еще не играл, играла одна девушка дважды, 1 раз второе место, второй раз победила. По поводу приключений у нас всегда остаются 2-3 не сыгранных и не получается тематично их разыграть. Обычно берем карту, читаем, мммм, ага-ага… я, короче, беру 3 дерева и теряю популярность. Сухие евраки вообщем!
НравитсяНравится
Я за Север играла только с Автомой, но тоже очень понравилось свойство
НравитсяНравится
Только что была сыграна партия с другом на двоих. Говорю бери себе Полянию, хочу попытаться эту «читерскую» нацию передавить! Себе взял Крым, ему достался планшет 1, мне 3. Вообщем итог — у меня 89, у него — 66! Красивая, упорная, абалденная партия получилась! И все же я настаиваю свойство Полян круто только для новичков, т.к. его легко понять, но по сути преимущество не так велико, а вот каждый ход 1 карту за ресурс это зверство, у меня ходов без нижнего действия и не было считай. Очень классный Крым! А голосовали на тесере в основном новички в игру, я уверен, вообщем, буду всячески бить по всем фронтам Полян, дабы опровергнуть их силу!
НравитсяНравится
Так бывалые и говорят, что Крым с опытом начинает давить всех нещадно :) У нас вчера победил Русвет, за ним Крым с небольшим отставанием, потом Поляния (она закончила партию, кстати) и потом я за Север самая последняя :))
НравитсяНравится
Воооот, это уже туда. Задамся целью играть только за Север. Я еще сам их свойство по максимуму не раскусил, 2 победы, 2 поражения. Надо бы в них углубиться!
Я уже готов Серпу оценку до 9 поднимать, коробке 2 месяца, а желание играть в нее только растет.
НравитсяНравится 1 человек
саксония очень сильная фракция, я ею 3 раза подряд победил 4 моих товарищей, просто наращивай свою мощь и дави их всех, не забывая о популярности (избегайте рабочих) и монеты берегите. Саксония единственная фракция которая может выполнить две цели и 6 раз получить звездочку в победе над врагом. что свойственно Саксонией сделать быструю победу (блицкриг)
НравитсяНравится
Единственные, кем я ещё не играла. Заочно тоже кажется, что они должны быстрее заканчивать игру, не давая никому копить и развиваться. Но немного боязно их брать, я по сути миролюбивый человек и игрок :)
НравитсяНравится
А тупых эта игра вообще унижает своим пультом управления от самолета…
НравитсяНравится