«Эверделл»: Гайд и топ дополнений

Уже больше года назад я получила свой гроб на колёсиках Everdell Complete Edition. Коробка неприятно удивила размерами, тем более что её можно было сделать значительно меньше, если не выпендриваться. А так она ни на одну полку не лезет, весит 10 кг, почти нетранспортабельна (хотя поездила со мной даже в чемодане через границу!) и поэтому реже достаётся, чем раньше.

Однако мы наконец сыграли за это время во все дополнения! Ну, кроме соло-коробки Mistwood про паука, потому что я в одно лицо в такие игры не играю. Да и кооперативный «Эверделл» не прельщает.

Итак, мой топ и гайд по основным дополнениям и мини-допам к «Эверделлу» ниже.

6. Pearlbrook (он же «Жемчужный ручей»)

Ничего не могу с собой поделать, как не полюбилось мне это дополнение, так и осталось на последнем месте. Я писала про него чуть больший отзыв, чем поместится тут, поэтому советую почитать.

Что получаем:

  • Новая часть поля: ручей с картами строений/животных, к которым можно послать гонца-лягушку (один раз за сезон). Там за ресурсы, жемчужины и т. п. можно будет получить что-то полезное. Но может быть так, что и не получите, если нужного у вас собой нет. Тут же есть место для обмена ресурсов на жемчужины. По-моему, мы им вообще ни разу не пользовались, курс невыгодный %)
  • Новые карты: работающие друг с другом и/или с жемчугом. И хотя для меня в таких играх новые карты это самое желанное, поскольку они работают почти исключительно только между собой, я была разочарована.
  • Новый ресурс: жемчуг. Он нужен для разных действий с картами этого допа, для постройки чудес и просто сам за себя даёт 2 очка в конце игры.
  • Чудеса: они используются вместо достижений и я их очень не люблю. Вы просто обязаны будете построить одно из них, желательно самое дорогое, если хотите претендовать на победу. Уж больно много очков дают два самых главных: 25 и 20! Да это в некоторых партиях почти треть всех очков вообще. Короче, мало того, что они дурацкие объёмные и некоторые без клея не держатся нормально, так ещё и какие-то принудительные. Не люблю и если и играем с этим допом, заменяю их на обычные достижения.
  • Новые карты леса и достижений: ок, если они не работаю только на речные карты.
  • Украшения: сильный одноразовый бонус за жемчуг + очки в конце игры. Наиболее понравившаяся часть.

Вердикт. Играем очень редко, предпочитаю другие допы. По факту это скорее отдельный режим игры, в который можно сыграть время от времени для разнообразия, а можно и не играть.

5. Legends

Легендарные карты — это мини-доп, который даёт каждому игроку одного очень сильного лидера и одно крутое здание. Они будут только у вас и вы сможете во время игры их построить, причём они соответствуют существующим в игре картам и могут быть бесплатно разыграны, если у вас есть «базовая» версия. К тому же они не учитываются в лимите карт в руке и дают ещё одно место в городе, чтобы можно было сыграть 17 карт в город (вместе с ними).

Вердикт. Круто, конечно, что это особые карты в единственном экземпляре, которые будут только у вас, что тоже обычно очень приятно. Но карты всё-таки не очень однозначные, некоторые как будто интереснее. Добавить этот модуль легко, но мы почему-то реже играем с ним, чем с другими, поэтому место невысокое. Надо сыграть в следующий раз с ними.

4. Extra! Extra!

Мини-дополнения только с картами. Я сразу замешала эти карты в колоду и не понимаю, почему их оттуда вырезали. У них любопытные свойства и если повезёт, то довольно сильные. Они больше всего завязаны на всякие события в городе и карты на топдеке.

Вердикт. Это просто несколько новых карт, то есть чуть больше разнообразия, что всегда хорошо. И их не так много, чтобы раздуть колоду до того состояния, когда совсем невозможно будет найти там нужные карты для комб. Мы играем с ними всегда, но доп маленький, поэтому выше не ставлю.

3. Spirecrest (он же «Острые хребты»)

Дополнение, которое мы опробовали недавно. Все считают его лучшим. Может потому, что ещё не играли в мой топ 1 :)

Что получаем:

  • Новая часть поля: тут у нас будет проходить экспедиция нашим новым миплом-кроликом. Фактически просто место для новых карт, потому что локаций с действиями, которые можно выполнить, тут нет. То есть здоровый кусок картона с небольшим смыслом для геймплея. Плохо, если ваш стол этого не позволяет.

  • Новая фаза сезона: теперь после паса вы не просто переходите в новый сезон, а ещё и должны разыграть этап экспедиции. Экспедиция по сути детерминирована: ваш кролик просто идёт на шажок вперёд, пока не выйдет с поля в конце партии. На каждом шаге (при переходе в весну, лето и осень) вы выбираете себе жетончик для «шкалы» личной экспедиции и покупаете карту открытия. А затем меняете погоду, которая будет действовать весь следующий сезон на всех.
    • Жетоны экспедиции: по итогу понравились мне больше всего в этом дополнении. Это как бы такой пошаговый платёж ресурсов/карт в конце партии, чтобы выжать ещё больше очков. Вот у вас часто остаются ненужные ресурсы в конце игры? А тут придумали способ сделать из этого очки! По ходу партии вы сами сформируете порядок и количество ресурсов, которые нужно заплатить по очереди, чтобы получить эти очки. Если в какой-то момент чего-то не хватает, остаётесь на месте и не двигаетесь к следующему шагу. К экспедиции нужно готовиться, но всё равно мне понравилось.
    • Карты открытий: вы просто выбираете из трёх возможных случайных карт этого сезона. И цена на них будет тоже случайной: что-то бесплатно, а что-то за 1–2 карты/ресурса. Во-первых, карты случайные и поэтому кому-то может достаться что-то полезное и интересное, а кому-то что-то не очень. Во-вторых, то, что самая полезная карта волей случая может стоить дороже всех, как-то не алё. Зачем вообще делать эту цену, раз карты выходят рандомно? Конечно, карты прикольные, особенно большие животные, которые дают одному вашему миплу особые умения, но выглядит это так себе.
    • Погода: не понравилась категорически. Потому что она может быть исключительно плохой, делающей труднее покупку и розыгрыш карт, получение ресурсов и т. д. Я так понимаю, они хотели как-то уравновесить хорошие карты открытий и то, что ресурсы теперь в конце дают очки во время экспедиции. Но блин реально неприятно! Она испортила всё впечатление от дополнения.

Вердикт. Конечно, я вижу, почему это дополнение ценится высоко. Оно даёт новую любопытную фазу сезона, позволяет получить интересные сильные карты открытий (а если повезёт(!), то даже бесплатно), и позволяет перевести лишние карты и ресурсы в конце игры в очки, не тратя на это ценных миплов, что очень клёво. Доп не даёт новые карты, для кого-то это плюс (колода не разрастается), а для меня минус, ведь это игра про карты. К тому же отвратительная погода реально подмочила всё впечатление. Муж сказал, что ему не понравилось и он не хочет с этим допом больше играть…

2. Bellfaire (он же «Фестиваль»)

Самый маленький коробочный доп, но в нём есть очень важная вещь, которую я люблю и которую использую теперь всегда. Плюс с этим допом можно довольно изящно отказаться от дерева, если оно вас бесило :) Есть там и ненужные украшательства, конечно. Но это единственное большое дополнение, которое можете комфортно сочетать с другими и оно при этом не перегрузит и не поменяет игру.

Что получаем:

  • Новая часть поля: вместо дерева у нас теперь полянка с пнём и несколькими локациями. Выход для тех, кто играл вчетвером и им мешало дерево, или тех, кого дерево просто бесило.
  • Уникальные способности: топ-вещь, которая очень нравится и которая нужна, чтобы оправдать всё то огромное разнообразие миплов, которые теперь у нас есть. Ведь не для красоты ж мы выбираем играть за крота, так ведь? :) Теперь каждый умеет что-то своё, частенько даже тематическое. Обязательная для нас вещь.

  • Новые события и локации в лесу: в отличие от «Ручья», эти события очень универсальны и сочетаются со всеми другими картами. Однозначный плюс.
  • Фестиваль цветов: новое достижение для города (за 5 карт разных цветов). Отлично, этих мало не бывает. Но жаль, что место для него только на планшете этого допа.
  • Специальные достижения в конце игры: небольшая общая цель, которую можно получить, не тратя работника, просто за наличие чего-то в своём городе в конце партии. Ок, пускай будет.
  • Рынок: новая локация, которая позволяет делать обмен: что-то отдавать и получать в зависимости от спроса/предложения. В нашей партии использовалась редко, но почему бы и нет.
  • Планшеты для игроков: ничего полезного, просто красивенькое место для удобного хранения ресурсов и чтобы служило как граница города. Мы используем, потому что место позволяет.

Вердикт. Я всегда беру новые события и уникальные способности. Именно они выпихивают этот доп так высоко. Было бы жаль, что карты из него не продаются отдельно, если бы у меня не было в комплекте.

1. Newleaf (он же «Лесной экспресс»)

А вот и мой номер 1, вышедший одним из последних. После первой же партии с ним поняла, что это будет любимое дополнение.

Что получаем:

  • Новая часть поля (куда ж без неё): со станцией, на которую прибывает поезд, гружённый пассажирами и ресурсами. На этой части есть:
    • Сам поезд с вагонами и станцией: напротив каждого из 3 вагонов будет лежать какая-то карта, которую можно будет построить, как с поляны. А за её розыгрыш дадут ещё и какие-то ресурсы/очки, которые лежат в вагоне. Ура, наконец-то появилась официальная возможность расширить поляну большим количеством карт для лучшей прокрутки!
    • Новые локации: одна для получения посетителей (тоже с небольшим бонусом). Это такие карты, которые в конце игры дадут очки, если вы сможете соответствовать их условию, то есть личные цели. Наименее понравившаяся часть дополнения, потому что сверху могут лежать просто неподходящие тебе посетители, а тратить мипла на их получение жалко. Другая локация позволяет обновлять станцию и поляну за небольшой бонус, то есть фактически прокручивать колоду, тоже то, чего многие хотели в этой игре.

  • Новые карты в колоду, и много! Почти 60 новых красивых карт со свойствами, которые работают не только между собой, а и с базовой колодой. Ну вот же то, чего так не хватало и чего просила душа! Более того, за исключением одной карты их все можно просто играть с базой, без остальных частей дополнения.
  • Новые локации леса, новые карты событий: и все они тоже не завязаны друг на друга, а более универсальны. Даже более универсальны, чем базовые, где если не вышло какое-то сочетание существ, можно было забыть про эту цель. Тут же на картах другие условия, выполнимые в любой партии.
  • Новые базовые события: и целых два. В базе не хватало события на карты с фиолетовым символом, и вот оно. А ещё появилось новое за 15 карт в городе.

  • Золотые дверцы: новый вид, который работает только с картами этого дополнения. Это то же самое, что обычные листики, которые кладутся на карты, если вы играете что-то бесплатно. Но эти золотые более универсальны и их у вас только 3 штуки на всю партию.
  • Билеты: можно добавлять к любым допам и базе. Билет можно использовать дважды за партию, чтобы переставить своего мипла с одной локации на другую. Позволяет получать больше ресурсов и возможностей.
  • Жетоны резервации: тоже можно использовать в любых сочетаниях допов. Теперь в свой ход есть ещё одно новое действие раз за сезон: резервация карты. Вы забираете какую-то карту с поля (или со станции) и резервируете её под таким жетоном. Вы сможете сыграть её позднее со скидкой в 1 ресурс. Жетон обновляется каждый сезон.

Вердикт. Лучшее дополнение, особенно если вы хотите купить всего одно. Даже BGG со мной согласен, рейтинг у него уже 8.6! Прекрасно работает с базой, даже без поезда и всего остального. Добавляет мелкие модули, которые расширяют возможности (больше действий миплами, резервация карт), даёт новые локации и события, бонусы. Добавляет кучу новых карт! Расширяет выбор карт на поляне, делает возможным прокрутку за действие и бонус, даёт личные цели (правда, с ними может не повезти). В общем, повторюсь, если один доп, то для меня точно «Лесной экспресс». Может, они поэтому его выпустили последним, чтобы все сначала первые допы купили? :)


Что насчёт игры со всеми допами? Я бы не стала так делать, да и авторы не советуют. «Фестиваль» можно объединить с каким-то ещё допом, но смешивать две большие коробки мне просто не хочется. Да и стол не позволит, даже в разложенном виде :)

А вы любите «Эверделл»? Играли в допы? Какой любимый?

И вообще ставьте лайки и пишите комментарии, на эти все старания уходит уйма времени!

«Эверделл»: Гайд и топ дополнений: 15 комментариев

    1. Да, бывает такое с играми, я тоже после одной партии ну так прониклась. Но потом понравилось, что в каждой новой партии можно было по-разному комбинировать карты, а ещё нравится этап в начале игры, когда ничего нет и нужно как-то придумать, где бы выжать ресурсы на розыгрыш хоть одной карты :)
      Но цена космическая, конечно… Мне хоть в виде этого гроба по-божески обошлось за базу и 5 дополнений со всякими ништяками.

      Нравится 1 человек

  1. Моя любимая игра, ее заприметила как раз у тебя в блоге. И она шикарна! Мы играем со всем мясом, кроме супердорогих сооружений в Жемчужном ручье. И еще у нас не вышли 2 последних допа (включая экспресс). Очень их жду!
    И еще больше жду биг бокс. Эверделл всегда разный, когда-то все складывается в одну сплошную комбу, когда-то нет.
    Любимые модули, пожалуй, да ассиметричные фракции и жемчужные локации и карты целей с жемчужинами — все таки они неплохо бустят! Супердорогие сооружения не люблю, даже бесят за то, что я разыграю в разы меньше карт, и как будто фокус смещается на них, вместо карт.
    И да, бесят отрицательные погодные условия((.
    А уж все карты дополнительные — самое ценное. Конечно, это понижает вероятность встретить какую-то карту и становятся важны свойства, которые позволяют прокручивать колоду. Но я бы с удовольствием еще пару гигантских колод бы взяла.
    И еще хотела бы попробовать игру в той же вселенной — Farshore.

    Нравится 1 человек

    1. Прыемна натхняць людзей на ўлюбёныя гульні!

      >>>когда-то все складывается в одну сплошную комбу, когда-то нет.
      Дакладна, здараліся і зусім адстойныя партыі, але часцей больш-менш нешта можна накруціць :)

      >>>И еще хотела бы попробовать игру в той же вселенной — Farshore.
      Паспрабаваць — так, але купляць за 100+ даляраў я не стала :)) Зрабілі такую ж гульню з невялікімі зменамі і прадаюць як крыло боінга. Мне ўвогуле не вельмі падабаецца ідэя выжымаць Everdell далей нават пасля выхада «поўнага» выдання..

      Нравится

  2. Играл пока дважды. Первый раз в голую базу — после партии показалось, что увидел всю игру и больше не хочется. И спустя пару лет со всеми дополнениями, кроме экспресса и кроме модуля с асимметрией (а жаль). Перегружено не показалось и умеренно понравилось, места занимает уйму, но ничего в сторону не торчало, игралось довольно приятно.
    Спасибо за обзор допов, теперь будем как достать для товарища Экспресс:)

    Нравится 1 человек

    1. Ты ў сваім рэпертуары :)) Я пасля адной партыі не натхнілася асабліва, але вельмі прыгожа, і таму працягнула гуляць. І ў кожнай партыі былі нейкія комбы, якіх раней не было. Як быццам такія гульні, дзе шмат картак, лепш глядзяцца на доўгай дыстанцыі (як Сезоны, напрыклад). Яшчэ мне вельмі падабаецца прыдумляць, як дзейнічаць з пачатковай рукой, мэтамі і лакацыямі ў лесе. Разнастайнасць люблю :)

      Нравится

    1. Мои друзья хвалили Маленький Эверделл, но я пока не дошла до него. Да, большой стал реже играться, потому что нужно сортировать карты перед партией (я не играю со всеми допами), но вообще не всё так плохо там. Вот с новыми контейнерами для ресурсов ещё удобнее станет, я их сразу не заказала, только сейчас купила :) Тоже в скором времени хочу ещё раз сыграть, с «Экспрессом».

      Нравится

  3. У друзей есть Эверделл, вроде даже с какими-то допами, но что-то у нас до него никак не дойдут руки, всё время во что-то другое играем)

    Нравится

  4. а в туманном лесе есть новые легендарочки и много! А еще еще новые фермы! И пару приятных цветочных карт) но это только 1/4 от игры, 2/3 игры для игры в двоем и все остальное для одиночного заруба, но и дорого, только для истиных любителей, как я (

    Нравится 1 человек

Оставить комментарий