Лучше меньше, да лучше – 2 (версия 2017)

Писала я когда-то давно список игр, которые рассчитаны на большое количество игроков, но намного лучше играются как дуэль. С тех пор игровой опыт у меня несколько увеличился, и я давно подумывала обновить список. Тем более что с вашей помощью, уверена, мы вообще наберём отличный список игр и рекомендаций для тех, для кого «хорошо идёт на двоих» является одним из главных критериев при отборе игр.

Ещё раз подчеркну, что тут игры, которые не просто хорошо идут на двоих (реже троих), а те, в которых версия на двоих ЛУЧШЕ, чем мультиплеер. Т.е. это игры, которые предпочтительно играть меньшим составом по разным причинам, и когда собирается большая компания, лично я доставать или предлагать их не стану. И, конечно, здесь не должно быть стрёмных костылей, нейтральных игроков или хоум-рулов, только благодаря которым можно играть вдвоём. (На досуге гляньте на вариант для двух игроков в Mission: Red Planet, вот таких вот диких извращений точно быть не должно :))

И ещё для начала хочется немного поразмышлять, какие игры попадают в такой список. Я сразу начинаю думать об играх, где сильна доля «пасьянса» и/или слишком велико ожидание своего хода/длина партии, и при этом взаимодействие с другими игроками не такое высокое, чтобы ради него оправдать ещё 1-2 игроков и большее время партии. В общем, где игра больше проходит у самого человека в его личном «огороде», и влияние действий других игроков на него невелико или очень минимально. И такая игра полностью раскрывается на двоих, т.е. не остаётся каких-то нераскрывшихся механизмов.

Итак, в старом списке фигурировали:

  • Seasons
  • Ghost Stories
  • Five Tribes

Я до сих пор уверена в них на 100%, даже в Ghost Stories, хотя последняя (моя единственная) партия на четверых мне очень понравилась. Но я всё равно предпочитаю за двух монахов играть самой :)

Что же я добавлю сейчас?

Вдвоём:

911ccd3l5ml-_sy355_

Above and Below — евро-игра с книгой приключений от Райана Локита (кстати, есть сведения, что права на неё уже куплены, и более-менее скоро мы таки увидим её локализацию).

Мы играли только вдвоём, но от игры полное ощущение, что больше игроков ей и не надо, это будет только затягивать партию, не давая ничего взамен. Торговлей мы и так не пользуемся, а вдвоём и соперничество более прямолинейное, и с приключениями тоже интереснее — ты либо сам приключаешься, либо читаешь приключение для другого игрока, т.е. всяко вовлечён в процесс. В общем, на мой взгляд отличная дуэлька и вчетвером играть в неё будет хуже.

pic2837103

Elysium — карточная игра на построение движка и сбор коллекций в сеттинге античной Греции.

Я играла вчетвером одну партию, и в целом с максимальным составом есть свои плюсы: большая ценность/вредность некоторых карт, более суровое соперничество за квесты и т.п. Но было и то, что вполне может отвратить от игры вчетвером навсегда: больший даунтайм, головоломство и сухость, мельтешение карт и свойств, примерно как в «Временах года», хотя и не так муторно. В общем, я могу сыграть вчетвером, но наверняка предпочту игру вдвоём (максимум троём), пусть там и меньше выбора карт, зато процесс более быстрый и оптимизированный (streamlined), а соперничества и взаимодействия ненамного меньше.

ym-box-296

Yamataï — абстрактная головоломная евро-новинка от Бруно Катала и DoW.

Как и в случае с уже упоминавшимися Five Tribes, с которыми просто невозможно игру не сравнивать, хотя процесс у них совершенно разный, в эту игру тоже лучше играть вдвоём. Больше игроков будет означать больше хаоса и даунтайма, и даже в какой-то мере расстройства. Играя же вдвоём каждый игрок получает два хода подряд, что можно более стратегически использовать. Впечатления от игры я ещё чуть позже выложу, пока сыграно только 2 партии, но на четверых не села бы играть.

pic3291451

Kodama: The Tree Spirits — карточный филлер на выращивание дерева и сбор коллекций.

Тут как раз тот случай, когда каждый копается исключительно в своём огороде, и больше игроков = только больше времени на партию. Практически никак влиять на соперника нельзя, поэтому играть впятером можно только от большого желания, а игра полностью раскрывается и на двоих.

653d7-1461522175602

Covert — игра-головоломка про шпионов, которые собирают предметы и путешествую по городам Европы, чтобы выполнять различные секретные миссии.

Игра из тех, где хотя между игроками достаточно взаимодействия, и дополнительные игроки вполне могут добавить интереса и пикантности в некоторые моменты, однако это сопроводится большим даунтаймом и временем партии, чем хотелось бы. Да и тут прекрасно реализован режим на двоих, так что играть большим составом я бы и не стала.
pic1902092_md

Lewis & Clark — игра-гонка на менеджмент ресурсов и руки с элементами колодостроения.

Игра, в которую никто не советует играть впятером, а я не вижу особого смысла играть и более, чем вдвоём. Гонка на двоих прекрасно ощущается, ещё и жёстче, чем на большее количество игроков, время партии около часа вполне приемлемое, только что ресурсов меньше можешь получить, но их чаще всего столько и не надо. В общем, игра, в которую я всегда предпочту сыграть только вдвоём.

3860

Deus — евро-игра с карточным движком и полем + интересная механика карточных цепочек, которые снова активируются каждый раз, когда вы разыгрываете карту такого же типа.

Игра отлично масштабируется: на двоих берётся меньшее поле, меньше ресурсов и храмов, только карты остаются те же. Я, признаться, не играла втроем и вчетвером, но мне кажется, игра достаточно раскрывается на двоих, чтобы не требовалось больше игроков. А с большим количеством игроков будет только больше даунтайма.

10431980_0_Poselenci

Поселенцы — ещё одна игра на построение карточного движка и превращения его в очки.

Играли мы однажды, вчетвером, но всю партию не покидало чувство, что это игра на двоих. У каждого свой огород, ходы соперников тебя мало интересуют, тут даже нет общего поля, как в Deus, и только Варвары кого-то иногда беспокоят. А дуэлька должна получиться интересная, хотя карточные движки и не мой конёк.

pic1176894

Замки Бургундии — классическое евро от Фельда про построение своей вотчины с использованием кубиков и тайлов.

Да, на четверых выходят все тайлы: и выбор богаче, и рассчитывать что-то полегче. Плюс награды за закрытые области наверняка сыграют все или почти все. Но это будет игра часа на 2 (у нас всегда так бывает). Вдвоём вы сыграете минут за 45-50 в стремительном ритме, причём практически не потеряете в стретегичности и увлекательности, а может и приобретёте в накале соперничества.

Максимум на троих:

domik-320x320

Домик — милая семейная игра на сбор коллекциий и построение своего домика мечты.

Игра отлично масштабируется на любое количество игроков засчёт правила сброса карт первым игроком. Из-за этого же правила, которое добавляет пикантности и чутка взаимодействия и вредности, я и предпочитаю играть в эту игру максимум втроём. Вчетвером уже никто ничего не сбрасывает, и не так интересно.

specter-ops

Specter Ops — игра-догонялка в стиле все против одного в научно-фантастическом сеттинге.

На четверых игра становится существенно длиннее, а на пятерых вообще добавляется механика предателя, которая ещё и реализована не без косяков. Лучше всего играть в эту игру вдвоём-втроём. Втроём, если вы хотите, чтобы охотники что-то обсуждали вслух друг с другом, вдвоём — для молчаливого противостояния :)


Ну что, кто ещё что добавит? Только чур игры, которые вдвоём не просто хорошо, а лучше играются ;)

Лучше меньше, да лучше – 2 (версия 2017): 26 комментариев

  1. Ну с бургундией ты тоже отошла от принципа «вдвоем лучше всего», все таки бургундия хороша на двоих, но она беднее, чем бургундия на четверых, пусть и быстрее.
    Из неупомянутого:
    Кингдом билдер — очень крутой почти абстракт, который в 4 лица становится никаким.
    Брюгге — ничего не получаем от 4 игроков кроме увеличения времени партии, так что быстрее=лучше
    Рфтг — собственно из той же оперы, что и остальные карточные еврухи на движок из списка.

    Нравится

    1. С Бургундией я пошла на поводу у BGG :)) Брюгге тоже думала добавить, но на четверых играли один раз и вроде не сильно хуже было, чем вдвоём, да и персонажи некоторые заточены на большое количество игроков. Но она довольно сильно пасьянсная, так что в целом соглашусь.

      Нравится

  2. Смотрел-смотрел на свою небольшую коллекцию и ничего не придумал.
    И по поводу Брюгге не соглашусь. Да, партия длится дольше при игре вчетвером, однако играть в неё лучше всё же от 3-х человек. Иначе весьма выгодные действия определенных персонажей становятся практически бесполезными (особенно это касается преступников). Да и гонка более живой оказывается, когда у тебя не один соперник, ходы которого вполне можно просчитать. То же касается и Ulm’а — на двоих игра стремительная, но вся стратегия заключается в удерживании положения +1 очко.

    А хотя нет, есть игра, которая не то чтобы лучше на двоих, а просто прекрасно масштабируется. Порт-Ройал для двоих вполне отличается от многолюдной версии — во всяком случае, ощущения совсем другие и стратегии тоже.

    Нравится

    1. В Брюгге вчетвером мы играли один раз только, вроде неплохо, но когда собирается компания, я всегда предпочту что-то другое, что на двоих хуже или вообще не играется. Тоже в целом можно к субъективным критериям отнести :)

      Нравится

  3. Покорение Марса, наконец, забрал (мы в инстаграме обсуждали), и после первых партий на двоих она мне жутко напоминает Поселенцев, только длиннее и с картой. Поэтому, видимо, и в Марс будет лучше играть вдвоем, особенно с драфтом. Непонятно, что могут дать дополнительные игроки кроме и так раздутого времени партии:)

    Нравится

    1. Я тоже думала про него. Но Марс на большее количество игроков может идти быстрее, ведь Марс буде терраформироваться в три-четыре руки, а не в две :) Втроём мы сыграли за 1,5 часа первую партию! Правда, пока ещё раз на практике не проверяла. И если время сократится, то для меня это будет большой плюс.. Кстати, мне он больше Deus или Брюгге напоминает. Но тема интересней.

      Нравится

    2. Сыграно в Марс 5 партий, 4 дуэли и 1 на троих, отличаются ощущения от партии большим числом, в отличие от Поселенцев, конкуренция на поле появляется, появляется выбор у кого отнимать ресурсы при розыгрыше соответствующих проектов, время партии, не смотря на то что 3 игрок был новичком, у нас вышло меньше, глобальные параметры ведь трое человек поднимают теперь)

      Нравится

  4. Не могу похвастаться таким богатым игровым опытом, как у многих, но большинство моих партий — это именно дуэли. Из того, во что мне доводилось играть различными составами, я не могу ни одной позиции назвать, как подпадающую под определение «лучше на двоих». Чаще всего одна и та же игра, при игре вдвоем и бОльшим составом, раскрывается по-другому. Это как 2 разные игры, если хотите. И нельзя сказать что какой-то из вариантов несомненно лучше. Все зависит от обстоятельств и настроения в данный, конкретный момент.
    Мне так это видится…

    Нравится

  5. У меня проблема в том что большинство партий для меня дуэльные, мне скорее проще написать какие игры не подходят для дуэлей, а не наоборот, но попробую)
    Про Поселенцев уже всё и так всё знают, просто соглашусь с этим
    Каркассон, но тут, имхо, случай особый, он на мой взгляд любым составом отлично идёт
    Kingdomino/Лоскутное Королевство — если по правилам большой дуэли с полем 7х7
    Цолькин — благодаря болванчики на шестернях игра становится более просчитывает ой чем при игре полным составом

    Нравится

    1. Жуть какая…. последний абзац вообще каша, проклятое автоисправление на телефоне

      Цолькин — благодаря болванчикам на шестернях игра становится более просчитываемой чем при игре полным составом.

      Нравится

    2. Да, я тоже с «Каркассоном» не определилась. Но мы на двоих в него давно не играли, я предпочту сейчас «Остров Скай» в большинстве случаев, а Каркассон только с большой компанией, когда не хочется слишком сильно напрягаться :)

      Нравится

  6. Добрый день) Отличная статья и отличная тема).Для нас еще и очень актуальная,потому,что играем чаще именно вдвоем.В большинстве случаев,как я вижу,вас,Александра,раздражает даунтайм при увеличении количества игроков).У меня маленький опыт,но я заметил,что конфликтные игры чаще плохо масштабируются в дуэльные варианты.Хотя,например,лично мне в Forbidden Stars нравится именно дуэль(нет вечного желания пойти и сварить кофе,пока другие занимаются дайсометаниями:) Саша,огромное вам спасибо за маленькие впечатления о Yamatai.Вижу,что нам эта игра очень подходит,рад,что она отличается от Five Tribes.Еще хотел спросить вас о Кикладах.Как они играются на двоих? Есть ли смысл покупать три коробки,если играть предстоит в большинстве случаев дуэль? Очень нравится Кемет,но на двоих,после игры вчетвером,его просто не хочется раскладывать(.

    Нравится

    1. Ой, даунтайм это мой самый большой бич в настольных играх, так что да, если его больше, то для меня сразу всё хуже :))

      >>конфликтные игры чаще плохо масштабируются в дуэльные варианты.
      Однозначно. У меня все такие игры отдельно лежат в кучке «только на четверых» :))
      В Звёзды не играла, но друг тоже сказал, что максимум с 3 игроками стоит играть.

      Про Yamatai я постараюсь скоро написать, когда ещё хотя бы один раз сыграю.

      Киклады, кстати, у меня как раз в кучке игр «только на четверых-пятерых» лежат, никогда даже втроём не играла.. Там, правда, как в Five Tribes, два хода у каждого, но у меня, если честно, никакого желания пробовать её на двоих… А Титаны, кстати, только от 3 игроков, так что их для дуэлей вообще нельзя использовать.

      Нравится

  7. В Lewis & Clark самая первая партия у нас была на пятерых, заняла немногим более 2 часов; потом играл несколько дуэльных партий (они вообще короткие получаются, минут по 40). Понравилось примерно одинаково: вдвоем быстрее, более явное соперничество, заметно меньше ресурсов, нужно выкручиваться постоянно. При большом количество понравилась чехарда с индейцами, которых в какой-то момент становится очень много (я всю партию возил целую большую лодку); понравилось, что каждый двигался своим способом; и главное, что часто приходится жертвовать движком и рушить цепочку действий, когда впереди выстраивалась группа скаутов таким образом, что можно было пропрыгать по головам на насколько клеток вперед.
    Deus втроем-вчетвером нравится тоже заметно больше, чем вдвоем: ходы быстрые, поэтому даунтайм почти не увеличиается, а конкуренция на поле и за деревни варваров возрастает многократно. Та же история с упоминающимся в комментах Брюгге: даунтайм небольшой выходит, а вот борьба за лидерство возрастает, и карты «гадства» сразу расцветают)
    Поселенцы, имхо, оптимально втроем. Но мы играли сразу с допом на Открытое производство, а это заметное увеличение влияние других игроков.
    Five Tribes вдвоем вообще не нравится — эти цепочки из 3-4 ходов подряд на порядок увеличивают время раздумья ходов. Когда игроков больше двух, всего-то нужно придумать максимально эффективный ход, который при этом не создает хорошей ситуации следующему, а тут mastermind как-то.

    Вообще, не очень люблю играть вдвоем в недуэльные игры, но из того, во что нравится, не меньше, чем 2+, могу вспомнить Нации, которые в дуэльном варианте на максимальной сложности превращаются просто в какие-то шахматы; и пожалуй Libertalia, которая, чем больше игроков, тем более рандомная и хаотичная становится, и приходится просто гадать, а не переигрывать противников.

    Нравится

  8. За упоминание Деуса благодарочка! Жутко понравился в дуэле, потом сыграл в 4 ом и это было не очень, а т. к. в то время жена в настолки еще не играла, а собирались постоянно компанией 3-4 человека, то решил продать, теперь жена играет и жалею, что продал… Могу еще добавить из своих Миры Ктулху (в 4 это рандомная жуть, уж простите) и Древний ужас (в этом из-за времени партии больше, но лично мне в 2 нравилось больше), главное не садиться за него в нечетном составе и эта особенность заставила продать игру-непродуманный бред, если честно, уж простите любители!).

    Нравится

  9. Ещё очень загорелась Five Tribes, но цена кусается. Думаю, не разочарует? )
    Не хочется, чтобы потом лежала без дела.

    В нашей коллекции:
    1. Скотланд Ярд
    2. Активити. Кодовое слово
    3. Монополия с банковскими картами (версия на 6 человек, с металлическими фишками. Как по мне, самая удачная)
    4. Ход жизни (CV — Curriculum Vitae) — очень нам нравится, обратите внимания. Не знаю, то ли иллюстрации юморные так действуют, но хочется в неё играть.
    5. Эрудит
    6. Экивоки с двумя допами, но я её сейчас продаю. Поиграли пару раз и она у нас ушла на второй план.
    7. Мистер Джек в Нью-Йорке (заказала подруге, подарит на день рождения, ещё не играли, но думаю, понравится)

    Хочу ещё пополнить коллекцию, хотя муж уже как-то странно посматривает на меня =)

    Нравится

    1. Здравствуйте! Five Tribes будет в целом потяжелее игр, которые вы упоминаете. Но в то же время не сильно, всё-таки это семейная игра чуть более сложного уровня, очень красивая, заставялет подумать и в ней много разных стратегий. Мы её до сих пор с мужем любим, мне кажется, она не должна разочаровать, только если не отпугнёт поначалу. Там довольно много всего, но с опытом придёт понимание, а реиграбельности хватит очень надолго. Но я, конечно, не могу гарантировать, что не разочарует, потому что игровой вкус у каждого свой.

      >>>Хочу ещё пополнить коллекцию, хотя муж уже как-то странно посматривает на меня =)
      Хаааа :)) То-то он начнёт на вас посматривать после пятидесятой коробки :))

      Нравится

Оставить комментарий