Обзор игры «Эверделл»: Ветер в ветвях вечного дерева

«Эверделл»

Сегодня хочу написать свои впечатление об игре «Эверделл». Коробка, в которую я играла, была Kickstarter Collector’s edition, т.е. с металлическими монетами, промо-картами и дополнением Pearlbrook. Удалось попробовать все элементы, так что впечатления будут на всё. И начнём с базы.

everdell_01

Сыграно: 4 партии вдвоём (т.е. прошу учесть, что все выводы я делаю именно для дуэлей. Хотя мне честно кажется, что больше двух игроков тут необязательно)

Буду честной, когда год назад шла кампания на игру, я её очень хотела поддержать, потому что игра меня привлекала ещё с Кикстартера (конечно же, в первую очередь оформлением). Но потом кампанию стали вести таким образом, что вписываться никакого желания не осталось. Плюс платная доставка, а цена всего на несколько сотен русских рублей ниже магазинной (которая потом легко отбивается скидкой в местном магазине). В общем, я пропустила, хотя краем глаза и следила за всеми трагедиями вокруг кампании, а там было на что посмотреть, чего стоит только задержка почти на год.

После того, как я решила игру не брать (не только из-за дороговизны, но и почитав впечатления, что она слишком простая и семейная, а дерево так вообще бесит до невозможности), я стала относиться к ней скептически. И покупать бы себе не стала. Но выдалась возможность поиграть в неё несколько партий, и я решила подойти основательно.

DSC04278 copy.jpg

Впечатления

• Оформление, конечно, у игры сногсшибательное. Это то, что не хвалил только ленивый, и даже мой муж заметил, какое тут всё милое и красивое. Мультяшные, сказочные иллюстрации, тёплые уютные цвета, по духу очень близко книге «Ветер в ивах». Ещё и реалистичные ресурсы! Это одна из самых красивых игр в принципе на мой взгляд.

• Поскольку русское издание является ко-принтом, а значит, печаталось там же, где оригинал, компоненты тут тоже очень крутые оригинальные. Непривычно видеть такую толстую и качественную коробку с логотипом «МХ», которая ещё и плотно закрывается и не болтается %) Непривычно видеть красивый пластиковый органайзер внутри вместо корявой картонной вставки. Карты под лён, кастомные ресурсы и т.п.

DSC04271 copy.jpg

Отличия же от Кик-версии именно самой базовой версии: картонные жетоны победных очков вместо металлических (которые обычно берутся в руки раз-два за игру), картонные двери вместо деревянных (которые тоже один раз берутся), вроде всё.

По механикам «Эверделл» — это игра на построение карточного движка. Карточки строятся с руки или с общего поля, а на постройку тратятся ресурсы, которые можно получить выставляя рабочих на поле. Так что это сочетание карточного движка и выставления рабочих с менеджментом ресурсов. В целом всё знакомые механики, и даже в такой же комбинации уже встречались (вспоминается «Проект Манхэттен», с которым, кстати, есть и другие сходные черты, о которых позже).

DSC04227 copy.jpg

• Правила в «Эверделле» очень простые и без заморочек: в свой ход ты или играешь карту с руки или поля или выставляешь мипла и делаешь действие локации. Всё остальное написано на картах. Игра быстро объясняется и почти не имеет нелогичных нюансов.

После первой партии казалось, что да, всё очень красиво и няшно, но вообще взаимодействия не очень много (хотя и больше, чем я думала заочно) и какой-то рандом ужасный, карточки маловато комбятся, а чтобы найти те, которые можно скомбинировать, нужно лопатить колоду, что дорого и малоэффективно. Т.е. если нужная карта зашла — отлично, а если нет — искать её почти бесполезно. Ещё и дерево это ужасное, которое собирать-разбирать каждый раз!

Следующие партии только ещё больше убедили меня, что рандом и влияние удачи очень велико в этой игре (мы потом стали добавлять в колоду промо карты, и это ещё больше снизило вероятность выхода нужной карточки). Бывает, на рынке и в руках сидят одни мужья и нигде за всю партию нет ни одной завалящей жены. Или наоборот, жёны с фермами в изобилии, а мужчины все тютю (на войну, что-ли ушли?). При этом та же Жена не нужна без Мужа. А Муж без Фермы, которой может не быть за всю партию, несмотря на их большое обилие в колоде (вдвоём колода не проматывается за игру, максимум до середины добираемся). Я не придумываю сейчас, описываю две своих разных реальных партии! :)

Ещё хуже, когда сопернику со старта заходит крутое комбо, а ты сидишь непонятно с чем. Эту особенность нужно понимать и быть с ней ок, иначе может пригореть. Ведь порой так нужные для конкретного комбо карты можно ждать и искать всю игру и так и не дождаться!

DSC04231 copy.jpg
Это комбо я собрала один раз, несмотря на то, что мужей, ферм и жён в колоде больше других карт!

Однако именно засчёт этого рандома на картах все четыре партии были ощутимо разные. В какой-то ты купаешься в ресурсах, а в другой зелёные карточки ну никак не идут и надо прямо-таки ухищряться находить ресурсы на постройку, иногда приходят карты на поиск в колоде, а иногда сидишь и не знаешь, как бы руку обновить и т.д.

В общем, что у вас будет происходить, полностью будет зависеть от того, какие карты пришли. Генеральной стратегии на игру тут быть не может, игра почти полностью тактическая (что для меня вообще-то является плюсом). Ты, можешь, конечно, строить какую-то долгосрочную стратегию, опираясь на первую руку, но поскольку очень многое будет зависеть от прихода нужных карт (а они могут не прийти), всегда придётся придумывать что-то другое и действовать по ситуации.

DSC04232 copy.jpg

В первой паре игр казалось, что все возможные комбы уже увидены, но дальнейшие партии показали, что ещё нет, каждый раз получается придумать что-то необычное. Благодаря этому разнообразие партий и вариативность в «Эверделле» вполне на уровне, хоть и не такая бешеная, как в «Сезонах». Хотя вчетвером, думаю, колода проматывается вся, но вдвоём этого не происходит. Например, я с удивлением узнала, что в игре есть карта «Вечное дерево», ибо за 4 партии она не вышла мне ни разу!

Возможно, партий через 10-15 голая база и поднадоест, но за 4 партии этого точно не случилось, наоборот, хочется играть ещё.

Но вернёмся к розыгрышу карт. Почему так важен этот баланс того, что строить? А потому, что за всю игру можно сыграть в свой город только 15 карт (привет, «Сезоны»). Кажется, что это много, но в конце игры всегда получается так, что тебе хочется ещё много чего построить, а место в городе закончилось! Т.е. для успешной игры нужно тщательно отбирать и взвешивать, ведь может случиться так, что только ты наконец наладил производство, как место в городе закончилось и дорогие карты, которые принесут много очков, строить уже некуда. Или наконец пришла карта, которую ты так долго ждал, а место в городе уже занято.

DSC04280 copy.jpg

Хотя тут есть механизмы, позволяющие избавляться от построек в городе, и в целом их достаточно. Я люблю играть такие карты, потому что это позволяет освежать и настраивать движок на протяжении всей игры. А иногда благодаря этому удаётся даже вырвать победу в самом конце.

В общем, ограничение в количестве построенных карт мне очень по душе, не в пример, скажем, тому же «Марсу», где это был мой нелюбимый момент: ты играешь столько карт, что уже теряешь им счёт и место на столе, что обесценивает в моих глазах важность и выбор каждой сыгранной карты.

Кстати, поляна в виде «общей руки» тоже понравилась.

DSC04237 copy.jpg

Есть в игре особенность в том, что все как бы играют в свою игру: хотя в «Эверделле» есть 4 сезона, вы не ждёте друг друга, чтобы перейти в новый сезон, как это происходит, например, в «Виноделии». Как только вы готовы перейти к следующему этапу, вы тратите ход на то, чтобы собрать своих рабочих с поля и сделать подготовку к новому сезону. А остальные игроки этого не делают. Именно так это происходит в «Проекте Манхэттен» и вот ещё одно сходство этой игры с «Эверделлом». И точно так же как и в «Проекте», этот момент можно и нужно хорошо подгадать так, чтобы от этого было плохо соперникам и выгодно — тебе.

Например, вовремя снять рабочих с поля, чтобы потом быстро занять у соперника очень хорошую карту в его городе или нужную локацию на поле. Это, кстати, главные элементы взаимодействия в игре: занятие локаций, которые так нужны другим игрокам. И на манер шпионажа во всё том же «Проекте», можно «ходить в гости» в чужие города, занимая и блокируя их, правда, только в некоторые здания.

DSC04236 copy.jpg

Так вот, из-за протекания сезонов заочно казалось, что игра будет ну совсем пасьянсом, но нет, взаимодействие есть, даже больше, чем я думала. Кроме описанного выше, летом ещё можно взять/сбросить нужные карты с поляны, которые так нужны сопернику и на которые тот нацелился, но взять не успел. Ну, и соревнование за достижения: кто первый построил определённое количество карт одного типа.

Игра развивается лавинообразно. В первом сезоне у вас всего 2 рабочих и нужно ещё ухитриться, чтобы сыграть хотя бы пару карт, ведь изначально ресурсов не дают. При этом получить новых работников самому за какое-то действие нельзя (во многих worker placement играх добыть новых рабочих становится одним из дебютных действий), они придут к вам только строго в начале каждого последующего сезона, и чтобы их получить, надо «спасовать». Это тоже ограничивает игрока и заставляет ухищряться, чтобы даже не имея рабочих постараться выжать максимум из карт и комбинаций, а зверушек тратить только при крайней необходимости.

DSC04228 copy.jpg

А какое удовольствие видеть, как ты все ещё крутишь свой движок, а соперники уже вынуждены пасовать в следующий сезон, потому что выжимать им из движка больше нечего и работники закончились :)

• Очень порадовало, что несколько локаций для выставления рабочих меняются кажду игру. Например, сегодня у нас может быть возможность взять три ягоды, а завтра ягоды будут в жёстком дефиците, потому что все локации дают смолу и дерево, а ягоды можно получить только в паре мест и то по одной. То есть даже через локации будет поддерживаться интерес и новизна каждой новой партии, что меня очень радует. Этот момент немного напомнил «Lords of Waterdeep», хотя локации здесь общие.

DSC04242 copy.jpg

Ещё мне очень понравился механизм заселения животных бесплатно, если у вас уже есть нужный «домик». Это похоже на «цепочки» карт в «7 чудес», но работает только один раз для каждого домика. Мини-комба, а приятно.

Понравилось, что в игре несколько разных типов карт, хотя это и стандартно для игр на построение движка. Самые интересные производственные карты, которые дают ресурсы в момент, когда их играешь, а потом ещё во время урожая (он у зверушек случается весной и осенью). А вот летом и зимой (в конце игры) урожая нет, поэтому их полезность резко падает. И, кстати, замечено, что если построишь чуть больше зелёных карт, чем нужно, это может стоить победы, потому что они слишком дешёвые и дают очень мало очков, и в конце игры уже не нужны.

DSC04273 copy.jpg

• Ещё один интересный элемент: цели-достижения на партию в виде событий, которые любопытны тем, что в них собраны плохо сочетающиеся карты (те, из которых в игре хорошую комбу не составишь), этакий элемент компенсации за то, что нужные для комбы карты не всегда выходят.

• А вот что не понравилось, так это Дерево. На фоточках выглядит, пожалуй, впечатляюще, но каждый раз разбирать его и собирать обратно очень муторно, да и портится оно. А при игре вчетвером так ещё нужно умудриться сесть так, чтобы оно одному игроку не закрывало всю поляну. Лучше бы придумали решение без него. Да и места игра занимает достаточно много, и подготовка не самая быстрая (особенно с этим деревом).

DSC04241 copy.jpg

• Ну и время партии напрягло. Все говорили, «игра на часок», а оказалось, что особенно поначалу из-за обилия карт теряешься, когда ещё не знаешь колоды и комбинаций, а из-за того, что карт можно сыграть только 15, над каждой сидишь и усиленно думаешь. В общем, 1,5 часа вдвоём у нас уходило легко, а то и чуть больше (может сейчас быстрее будет), а с дополнением играли 2 часа, что вообще Эребор.

DSC04234 copy.jpg

Промо-карты Extra!Extra! и Legendary

Как только мы добавили эти карты в колоду, я поняла, что как минимум Extra! Extra! можно оттуда никогда не вынимать, потому что это просто несколько новых карточек, то есть чуть больше разнообразия, что всегда неплохо. И их не так много, чтобы раздуть колоду до того состояния, когда совсем невозможно будет найти там нужные карты для комб.

Карточки с интересными свойствами, хотя опять же, некоторые ситуативны и чересчур зависят от того, сможешь ты потом найти в колоде нужную карту, или нет. Но всё равно понравились.

DSC04325 copy.jpg

Модуль с легендарными картами не так однозначен (карты разные по свойствам, но все очень сильные), но и с ним бы я играла почти всегда, пожалуй. Ведь это особые карты в единственном экземпляре, которые будут только у тебя, что тоже обычно очень приятно.

Ужасно жаль, что их не выпустили на русском языке, я бы их себе хотела.

DSC04322 copy.jpg

Дополнение Pearlbrook

С дополнением мы сыграли один раз, но мне хватило, чтобы понять, что доп скорее не понравился.

Очень не понравилась замена достижений, которые все давали одинаковые 3 очка, на чудеса, которые дают от 10 до 25 очков (и их тоже надо собирать по кусочкам!! ><). Т.е. если соперник нацелился на чудо 25 очков, то и тебе надо подрапрячься и какое-то другое взять, чтобы не проиграть. Не айс. Да и вообще не люблю, когда что-то на главном поле закрывают накладками :)

DSC04328 copy.jpg

Не очень впечатлили и новые водные локации, куда может стать только лягушка-посол и которые дают жемчужины и другие бонусы за разные вещи. И сами жемчужины не показались чем-то нужным и особо интересным (хотя красивенькие). Карточки из дополнения почти все работают только с этими жемчужинами и друг с другом (а поди их найди в этой колоде), и в итоге и они как-то не зацепили. Может только урашения (новый тип карт, которых вам даётся два на игру и которые можно сыграть за жемчужины) показались ничего, но опять же нужен жемчуг.

В общем, на мой вкус доп этот не нужен, и я была бы счастлива не играть с ним вообще. Лучше бы выпустили побольше карт, которые работают с базовыми ресурсами и с другими базовыми картами (вот как Extra! Extra!), такие бы меня порадовали намного больше. А всякие новые модули и механизмы кажутся лишними и натянутыми, отвлекают.

DSC04326 copy.jpg

Именно поэтому я поняла, что могу купить себе базу и играть в своё удовольствие и не расстраиваться, что допы не будут совместимы. Ведь Мир хобби сказал, что они выпустят дополнения только если им позволят это сделать на своих мощностях, а это значит, качество будет совсем другим.

Вывод

«Эверделл» — это красивая, нет обалденно красивая карточная игра на построение движка и выставление рабочих. Все механизмы знакомые по другим играм, но это хорошие и интересные механики.

К тому же тут и там встречаются приятные изюминки: возможность сыграть карту бесплатно, если есть другая карта, ограничение на количество построенных карт, интересная структура игры, когда вы не ждёте других, ограниченное и дозированное количество рабочих, разные бонусы разных сезонов, случайные локации для выставления рабочих и так далее. В общем на поверку геймплей оказался не так легковесен и неглубок, как мне казалось заочно. Да и комбочки довольно интересные складываются, при этом довольно разнообразные от партии к партии.

DSC04329 copy.jpg

Игра более тактическая, чем стратегическая, взаимодействие с соперниками есть, но без прямого конфликта, хотя изначально по правилам казалось, то игра будет протекать в режиме пасьянса. Но общие и очень ограниченные источники ресурсов и некоторые другие элементы создают взаимодействие.

Правила лёгкие и объясняются быстро, могут возникнуть вопросы по действию некоторых карт, но в правилах есть объяснения, да и в русском переводе постарались сразу на картах убрать неоднозначные моменты (спасибо!).

С большим удовольствием добавила бы карты Extra! Extra! и легендарных существ, но увы, на русском они не вышли (пока?), а где купить за рубежом не нашла.

DSC04324 copy.jpg

Ну, и нельзя не сказать про оформление. Дерево, конечно, бесючее и ненужное, как минимум в таком виде, в котором его приходится собирать и разбирать каждый раз. Места игра занимает вагон. Но вот иллюстрации и реалистичные ресурсы создают такой милый, уютный, домашний мирок, в который хочется возвращаться. К этим ягодкам, веточкам и камушкам, к мужьям-мышкам и арихтекторам-бобрам. Я начинала играть скептически и предвзято, а в итоге прикипела к этим зверушкам, к знакомым, но приятным механикам, к тому, что партии протекают непохоже друг на друга и тому, как занятно придумывать что-то из карт, которые пришли на руку.

В общем, я себе в итоге «Эверделл» таки купила, такую красоту захотелось иметь у себя в коллекции :) И поставила 8 баллов.

 

Обзор игры «Эверделл»: Ветер в ветвях вечного дерева: Один комментарий

    1. И вам спасибо за комментарий :) С первой и второй партии игра не зацепила, но вот после я прониклась больше.
      Ой, там ещё два новых поля по вокруг и на них всякие локации и т.п., игра просто монструозная становится. Я такое не люблю

      Нравится

  1. Очень по-разному эта игра проходит вдвоем и вчетвером — дуэль завершается слишком быстро, не раскрывается потенциал всех карт, не успеваются воплотиться сюжеты и возможные механики, строительство скучноватое. Мы ее вдвоем и не играем — смысла нет. Втроем, вчетвером — прекрасная

    Нравится

    1. Совершенно не заметила, чтобы не раскрывался потенциал. Какие механики не воплощаются? И чем отличается строительство?? Играли втроём — все то же самое, только дольше и колода быстрее проматывается.

      Нравится

  2. Спасибо огромное за обзор!!! Очень помогли) Очень интересовало дополнение, заочно оно тоже показалось необязательным. Хочу пока только базу попробовать. Скажите, пожалуйста, а с драфтом начальной руки не пробовали играть: например, вдвоем драфтить по 6 карт, а потом первому игроку сбросить 1 карту, чтобы осталось 5?

    Нравится

    1. Добрый день! Спасибо, рада, что пригодился :) Нет, с драфтом не пробовали, все-таки с общим рынком в 8 карт не было такого сильного влияния рандома в первой руке, как в тех же Крыльях. Но думаю этот вариант можно смело пробовать :)

      Нравится

      1. Спасибо за ответ!) Попробуем, коробочка уже едет) Надеюсь, не разочарует, как Крылья!!! У меня от рандома в Крыльях, как вспомню, до сих пор глаз дергается)))))) Продали. Ну, настолько сильный рандом для меня стал неожиданностью. Долго не решалась на Эверделл, и вот))) Жду все-таки эту красоту)

        Нравится 1 человек

  3. Дважды играл в неё, оба раза бесила жутко.

    Да, оформление (рисунки) отличное, одна из самых красивых евро-игр, виденных мною, но!.. во-первых, дико мелкий шрифт, которым написано, обычное или уникальное существо, сам текст на картах мелкий, я даже в очках не всегда мог разглядетЬ, что там написано.

    Старт — наидушнейший, обе партии я не мог даже вторую карту сыграть в первый сезон, потому что двое других игроков зацопали ягоды и ты сидишь и куришь бамбук.

    Комбинации собираются с диким трудом, а может и не повезти, и ты так и не получишь до конца игры нужный домик.

    Отдельно раздражающая фигня — ожидание того, кому повезло движок свой успеть построить, во второй партии я минут по 15 сидел и ждал, когда человек наиграется с перекладыванием ресурсов и розыгрышем своих карт. Я готов ждать хода другого (сам иногда думаю долго), но просто по 15 минут сидеть и смотреть, как другие «играют» — это просто бред.

    Да, я могу оценить идеи, в этой игре заложенные, но сделана она максимально неприятно по части игрового процесса. Мне она очень напоминает компьютерные стратегии, в которых в миссиях. входящих в кампании, ты ВСЕГДА начинаешь либо без каких-то юнитов, либо без ресурсов, либо без зданий (и запросто может быть так, что кое-что из недостающего тебе по ограничениям на эту миссию и не дадут вовсе), а у противника компьютерного есть всё (и частенько сразу), и вот этот стартовый перекос по всему на свете тебе преподносят как упражнение по превозмоганию, но ничего, кроме раздражения, такое превозмогание, не вызывает.

    Нравится

    1. Не повезло с партиями, у нас так не бывает и таких ощущений игра не вызывает 🤷‍♀️ Старт да, бывает очень скромным, но потом раскручиваешься так или иначе. В принципе неясно, где там можно по 15 минут ходить одному игроку, если только не в момент сбора урожая (2 раза за игру)… Но, конечно, каждому своё и игры и не должны всем нравиться :)

      Нравится

      1. Может, не повезло :) но после такого пробовать ещё желания не возникало, да ещё и при цене почти в 50$ (и это я ещё молчу о дополнениях — их уже два, кажется, по цене сопоставимой с базой).

        Нравится

Оставить комментарий